Задачи обучения основным движениям детей  шестого года жизни

Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. В разноименном способе движение начи­нают правая рука и левая нога, потом в него включаются левая рука и правая нога и т. д. В одноименном способе движение совершается правой рукой и правой ногой, а затем левой рукой и левой ногой. Ноги по заданию можно ставить на каждую рейку или через 1—2 рейки.

Для облегчения понимания этих способов детям предлагают сначала выполнить подводящие упражнения: 1) одновременно под­нять вверх правую руку и согнутую в колене левую ногу, а потом левую руку и правую ногу; 2) одновременно поднять вверх правую руку и согнутую в колене правую ногу, а затем левую руку и левую ногу. Эти же упражнения можно проделывать на полу у стенки, стоя во весь рост, а также на четвереньках. Они помогают детям усвоить необходимую координацию движений при лазанье. Разучивание этих способов лазанья — длительный процесс, он про­должается в подготовительной к школе группе. Используется и лазанье приставным шагом.

Дети уже различают разные способы лазанья. Они осознают свои ошибки, если на них указывает воспитатель, пытаются их испра­вить. Педагог показывает и объясняет последовательность движе­ний рук и ног в лазанье чередующимся шагом. При этом он обращает внимание детей на правильное исходное положение, об­легчающее необходимую координацию движений: одна нога, напри­мер левая, стоит на полу, другая — на первой, самой нижней рейке;

правая рука охватывает рейку на уровне головы, левая — ниже, на уровне плеча. Такое исходное положение определяет перемещение разноименным способом. Для одноименного способа лазанья, т. е. лазанья с поочередным переносом с рейки на рейку одновременно одноименных руки и ноги, характерно другое исходное положение — если левая нога стоит на полу, то правая находится на первой рейке, но левая рука находится на уровне головы (выше), а правая охватывает рейку на уровне плеча.

Воспитатель поясняет детям, что при разучивании лазанья чередующимся шагом следует передвигаться спокойно, не спеша. Дети осваивают одноименный и разноименный способы лазанья. Они должны уметь их различать и применять сознательно по за­данию педагога.

Дети упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивая их ногами и перехватывая рука­ми. Воспитатель поясняет, что через бревно, если оно расположено на уровне пояса, легче перелезть, переваливаясь чер.ез него на животе. Иногда этот способ называют перелезанием перевалом. Если у ребенка достаточно сил, он может и не ложиться животом и грудью на препятствие, а переносить через него сначала одну, а потом другую ногу, не сгибая рук и опираясь на них (рис. 57).

В старшей группе необходимо создать условия для выполнения детьми подготовительных упражнений и ознакомления с лазаньем по канату. Прежде всего ребенку дается задание встать у каната, захватить его обеими руками на уровне груди и затем постепенно перехватывать по очереди руки вверх, как можно выше. Следую­щее задание: стоя у каната в глубоком приседе, захватить его руками, постепенно перехватывать их вверх, затем, подтягиваясь руками и выпрямляя ноги, переходить в вис стоя. Эти упражнения служат формированию умения захватывать канат руками и выпол­нять движения, сходные с теми, которые совершаются при лазанье по нему. Вместе с тем дети получают представление о тех усилиях, ^ которые прикладываются, чтобы подтягиваться на руках. Одновре­менно развивается и сила рук, плечевого пояса, всего тела, осо­бенно спины и живота. Не менее полезны следующие 2 упражнения:

1) захватить канат обеими руками на уровне груди и плавно вы­прямить руки, перейти в положение виса стоя, попробовать в таком положении согнуть руки (кто сколько сможет); 2) захватить канат обеими руками, перейти в положение виса лежа, держась за канат, попробовать переступать ногами вперед, назад, в стороны, по кругу.

При лазанье по канату удерживаются не только руками, но и в не меньшей мере ногами. Захвату каната ступнями ног дети учатся, сидя на гимнастической скамейке, поставленной рядом с отвесно висящим канатом. Держась руками за канат, ребенок разводит колени, поворачивает ступни подошвами вовнутрь и зажимает канат передними частями ступней. Этот способ захвата каната ногами наиболее доступен для дошкольников. Но их надо ознакомить и с другим способом, чтобы при попытках лазать по канату каждый ребенок умел выбрать наиболее удобный для себя вариант. Второй способ захвата каната ногами заключается в следующем: сидя у каната, ступню правой ноги повернуть носком внутрь и приложить наружной стороной к канату; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной (сбоку) к канату с другой стороны; зажать канат ступнями. Упражняться в захвате каната ногами можно с веревкой, палкой, поставив ее вертикально между ногами на пол. В этом случае упражнение могут выполнять все дети одновременно.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13