Задачи обучения основным движениям детей  шестого года жизни

В старшей группе сохраняют свое значение упражнения на по­собиях: гимнастической скамье, бревне и пр. Сложность этих уп­ражнений значительно возрастает. Многие проводятся с различны­ми заданиями, например пройти по скамье, неся мешочек на голове, на тыльной стороне ладони, на локте и пр.

Повышаются требования к точности движений и поз в упражне­ниях. Воспитатель следит, чтобы все дети шли указанным шагом, прямо держали корпус, смотрели вперед, а не под ноги, двигались не спеша, в заданном темпе.

Длительное сохранение определенных положений рук утом­ляет дошкольников, даже старших. Воспитатель не должен забы­вать о том, что надо предлагать детям менять положения рук при упражнениях в равновесии, чередовать последние с упражнениями, предусматривающими свободное балансирование руками.

При выполнении упражнений на пособиях старшим детям чаще всего предлагают спрыгивать с них, а изредка сходить шагом.

В старшей группе вводятся такие упражнения в равновесии, как бег по горизонтальной и наклонной доске, скамье, ходьба боком по бревну, ходьба с поддержкой по узкой стороне скамьи, балан­сирование вдвоем .на противоположных станинах лестницы, лежащей на полу, и др.

Новые упражнения целесообразно разучивать в облегченных условиях, на ограниченной, но не повышенной опоре (доска, линия), а затем на повышенной и ограниченной опоре (скамья, куб и т. п.). Так, например, расхождение вдвоем осуществляется следующим способом: при встрече дети берут друг друга за плечи, выставляют одноименные ноги вперед и, поддерживая друг друга, оба одно­временно поворачиваются плечом вперед на выставленной вперед ноге.

Для упражнения в равновесии используются ползание и ходьба на четвереньках в разных условиях; кружение, балансирование.

-Упражнения. I полугодие. После бега присесть на носках, руки в стороны;

под счет сделать эти приседания, на «четыре» встать, выпрямиться, подняться на носки, руки вверх, смотреть на них; идти по шнуру, рейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой (прямо, по кругу, зигзагообразно); то же, с мешочком на голо­ве; входить и сходить по наклонной доске приставным шагом, прямо и боком; стоять на гимнастической скамье на одной ноге; подниматься на носки и опускаться на всю стопу, стоя на скамье; ходить по скамье, перешагивая набивные мячи; поворачи­ваться кругом на гимнастической скамейке; пробегать по скамье; кружиться парами, держась за руки.

// полугодие. После бега, прыжков остановиться, стоять на одной ноге; низко наклониться вперед 3 раза, затем выпрямиться и стоять на одной ноге; вбегать и сбегать по наклонной доске на носочках; идти по гимнастической скамейке; рас­кладывая или собирая мешочки с песком; идти по скамье, присесть на середине, коснуться руками скамьи, выпрямиться, идти дальше: расходиться вдвоем на ле­жащей на полу доске; идти по гимнастической скамье, прокатывая перед собой двумя руками мяч; идти по узкой рейке гимнастической скамьи с поддержкой; делать «ласточку».

Общеразвивающие упражнения. Многие исход­ные положения и движения рук, ног, туловища, головы хорошо известны детям; ребенок свободно ориентируется в действиях с раз­ными предметами и без них. Накопленный опыт позволяет совер­шенствовать умения в выполнении движений отдельных частей тела, даже таких мелких, как кисть, стопа, пальцы. Улучшается коорди­нация движений, все более доступными делаются общеразвивающие упражнения без предметов. Становится возможным более вы­сокое качество движений. От детей требуют точного соблюдения направления, амплитуды, темпа движения, четкости не только ис­ходных и конечных, но и промежуточных положений. Воспитатель требует, чтобы дети правильно обозначали положения рук вперед, вверх, в стороны, перед грудью, за голову, к плечам; выпрямляли, если это надо, руки в локтях, сжимали и вытягивали пальцы; во

время наклонов в стороны не сги­бали ноги в коленях; не сгиба­лись и не прогибались в поясни­це; при приседаниях держали спи­ну прямо, не опускали голову, держали пятки вместе; поднимая ноги, оттягивали носки .

В старшей группе в основном закрепляются навыки элементар­ных движений отдельных частей тела: сгибания, разгибания, вра­щения, повороты, наклоны и т. п. В этих простых движениях до­стигается хорошая согласован­ность действий всей группы, одно­временное начало и окончание упражнений, следование опреде­ленному подсчету воспитателя или музыкальному сопровожде­нию, выполнение упражнений все­ми детьми в одинаковом темпе и т. д. В упражнениях более сложных, связанных с проявлением силовых усилий (сесть и встать без помощи рук; поднять обе ноги вверх, лежа на спине; лежа на полу, перевернуться со спины на живот и т. п.), не следует стре­миться к тому, чтобы дети четко согласовывали друг с другом свои движения. Темп выполнения подобных упражнений небыст­рый, он должен ориентироваться на индивидуальные возможно­сти каждого ребенка. Одно и то же упражнение при разучивании и при первых повторениях можно проделывать более медленно, чем в дальнейшем. Но надо учитывать, что некоторые упражне­ния выполнять в медленном темпе труднее, например: сесть из положения лежа на спине, опустить на пол прямые ноги, подня­тые углом вверх, и др. Регулируя темп, воспитатель может обес­печить разную нагрузку на мышечные группы рук, ног,' живота, спины. То же следует сказать и об амплитуде движений. Чем она больше, тем большая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы действующей части тела. Постепенно у детей вырабаты­вается определенная выносливость при выполнении упражнений.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13