Задачи обучения основным движениям детей  шестого года жизни

Во второй половине года для поворотов туловища, наклонов, приседаний, кроме основного ис­ходного положения стоя ступни слегка расставлены и параллель­ны, применяется и основная стой­ка: пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отведены назад, го­лова прямо, руки вниз. Исполь­зуются- положения сидя, лежа, стоя на коленях и др. Всё чаще встречается слитное беспрерывное повторение одно­го и того же движения несколько раз: на счет «раз-два-три» на­клоняться вперед все ниже, на «четыре» встать, выпрямиться, руки на пояс. В процессе счета интонацией голоса воспитатель акцен­тирует те моменты движений, которые должны быть выполнены резче, быстрее или более плавно, медленно. Подготовительная фаза движения может быть обозначена в счете «и». Подсчет во время упражнений почти всегда перемежается с поправками, под­сказками по поводу последовательности и качества движений, указаниями на моменты выдоха и вдоха по ходу выполняемых упражнений.

В старшей группе имитационные упражнения занимают немного места. Дети выполняют общеразвивающие упражнения не только -по показу воспитателя, но и на основе объяснения. Этому способст­вует то, что ребенок уже умеет понять поставленную перед ним двигательную задачу, имеет достаточно четкие представления об Основных направлениях движений (вверх, вниз, в стороны, вправо, влево), знает Основные положения и движения всего тела в целом и отдельных его частей, может контролировать свои действия.

На занятиях гимнастикой используются различные предметы. Наиболее распространены палки, обручи, мячи, веревки, скакалки, косички (несколько сплетенных веревочек), большие кегли, кубы. Дети совершенно самостоятельно приносят, раздают и убирают пособия.

Разнообразнее становятся способы держания палки: за концы, за середину, одной рукой за конец, а другой за середину и др. При 'всех этих способах кисти рук располагаются сверху либо снизу палки: хват сверху и хват снизу. Упражнения с палками дети до­школьного возраста проделывают в основном без перемены хвата.

Целесообразны упражнения с длинными палками (2,5—3 м), с большими обручами (диаметр 1,5 м). В этих упражнениях с одним пособием одновременно действует несколько или много детей. Каж­дому ребенку приходится согласовывать свои действия с действия­ми товарищей.

Во время упражнений с предметами воспитатель добивается четкости заданных направлений перемещения предмета, точности исходных, промежуточных и конечных положений самого предмета, а также рук, ног и туловища.

Кроме обычных мячей, используются и набивные. Упражнения с набивными мячами должны предусматривать участие разных групп мышц. Наиболее типичны перекладывания, перекатывания, перенос­ка, передача набивных мячей, различные наклоны, повороты туло­вища, приседания, держа мяч двумя руками. Перебрасывание на­бивных мячей, сопровождаемое ловлей, для старшей группы не­характерно.

Для занятий в старшей группе подбирают примерно 5—8 уп­ражнений общеразвивающего характера, каждое из которых по­вторяется до 6—8 раз в зависимости от сложности. Не следует наедном занятии использовать более 1—2 совершенно новых упраж­нений. Воспитатель подсказывает детям наиболее удобный в каж­дом отдельном случае ритм дыхания; привлекает их внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения. Выделяют некоторые типичные сочетания дыхательных движений с фазами общеразвивающих упражнений. В упражнениях на укрепление мышц плечевого пояса и рук вдох совпадает с разведением рук в стороны, отведением назад, подни­манием вверх; выдох — с опусканием рук вниз, вперед из положе­ния «руки вверх». Наклоны вперед сопровождаются выдохом, вы­прямление — вдохом; то же и при наклонах сидя; наклоны назад совпадают с вдохом, выпрямление — с выдохом; в наклонах в сто­рону при последовательном выполнении выдох совпадает с наклоном в одну, а вдох — с наклоном в другую сторону. Аналогично согла­суется дыхание с поворотами: при повороте совершается вдох, при возвращении в исходное положение — выдох.

В упражнениях для укрепления мышц ног и брюшного пресса дыхание осуществляется следующим образом: во время приседа­ния — выдох, при выпрямлении ног — вдох; во время сгибания ног вперед (стоя, сидя, лежа) совершается выдох, вдох происходит при выпрямлении ног; при отведении ног в стороны — вдох, при возвра­щении в исходное положение — выдох.

Движение, которое сопровождается натуживанием, вызывает временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамичес­кого равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Следует иметь в виду, что частота и глубина дыхания связаны с интенсив­ностью и характером физической и эмоциональной нагрузки.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13