Задачи обучения основным движениям детей  шестого года жизни

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети делали неболь­шие перерывы для отдыха. Продолжительность непрерывных прыж­ков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1,5—2 мин. Дышать во время .прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.

Упражнения. I полугодие. Подпрыгивать на месте: одна нога вперед—другая назад, ноги скрестно — ноги врозь; на одной ноге; подпрыгивать с хлопками перед собой, над головой, за спиной; подпрыгивать с ноги на ногу, продвигаясь впе­ред (через начерченные на земле линии, из кружка в кружок); перепрыгивать с места предметы высотой до 30 см; спрыгивать с высоты в обозначенное место. Подпрыгивать на месте на двух ногах 30—40 раз подряд (повторять 2 раза). Прыгать в длину с места; в высоту с разбега.

// полугодие. Подпрыгивать на месте: с ноги на ногу; 1 раз низко, следующий раз выше, 2 раза низко, следующий повыше; подпрыгивать с движениями рук впе­ред, в стороны; подпрыгивать на двух ногах на месте 40 раз (повторять 2— 3 раза); на одной ноге 10—15 раз. Прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед не менее чем на 3—4 м, на одной ноге (правой и левой) —2—2,5 м. Перепрыгивать на двух ногах последовательно 5—6 предметов (высотой 15—20 см); перепрыги­вать боком в обе стороны невысокие и плоские препятствия (шнур, канат, мешочки с песком, кубики). Впрыгивать на возвышение в 20 см двумя ногами. Прыгать в длину с места; в высоту с разбега; в длину с разбега.

Прыгать со скакалкой. Перепрыгивать через неподвижную скакалку (высо­той 3—5 см); перешагивать через скакалку с шага и бега; перепрыгивать через скакалку с одной ноги на другую с места; шагом и бегом; прыгать через скакалку вперед и назад на двух ногах; прыгать через скакалку вперед и назад на двух ногах с промежуточными подскоками. Перепрыгивать через качающуюся скакалку. Прыгать через вращающуюся скакалку.

Ползание и лазанье. Для старших дошкольников упражнения в ползании не менее полезны, чем для малышей. Особенно благоприятны они для развития силы рук, плечевого пояса и туловища. Дети с удовольствием упражняются в ползании и легко осваивают новые комбинации движений на полу, а также скамейке, лестнице и других пособиях.

Упражнения в ползании, переползании часто сочетаются с други­ми движениями. Например, детям предлагается подползти под 2—3 скамейки, поставленные параллельно, встать, повернуться и, переша­гивая через скамейки, пройти в обратном направлении или подползти под веревку, натянутую между стойками, встать, разбежаться и перепрыгнуть с разбега через ту же веревку. Организация таких упражнений требует внимательного подхода воспитателя. Ус­пешность упражнений зависит от подбора и расстановки посо­бий. Так, при переползании через несколько скамеек их следует ставить на расстоянии не менее 2 м одна от другой . В противном случае выполнение упражнения затрудняется. При упражнении в подползании с прокатыванием головой мяча следует заранее расставить ворота, дуги, чтобы дети катили мяч и ползли в определенном направлении. Для этого упражнения удобны набивные мячи массой 1 кг, так как резиновый мяч легок и катится от малейшего прикосновения.

Для подлезаний и пролезаний в старшей группе удобны при­ставные лестницы. Дети, например, пролезают между рейками по­ставленной на бок лестницы произвольным способом. Большой сноровки требует упражнение в попеременном подлезаний и перешагивании реек лестницы, приподнятой на 50—60 см от пола (положена концами за сиденья стульев; одним концом на рейку гимнастической стенки, другим на куб и т. д.). Выполняя это и предыдущее задание, дети цепочкой движутся на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Одновременно используется несколь­ко лестниц.

В старшей группе вводятся подтягивание на скамейке на ко­ленях, передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне. В этих упражнениях воспитатель особенно тщательно варьирует задания в зависимости от индивидуальных возможностей детей, подсказывает каждому ребенку, когда ему закончить упраж­нение (не всегда оно должно быть выполнено до конца), следит, чтобы после упражнения дети расслабляли руки и плечи, делали несколько глубоких вдохов и выдохов.

На данном этапе значительно больше времени уделяется ла­занью по вертикальным лестницам, трибункам, гимнастическим стен­кам. Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4—6 рейки и выше. Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки (спускаются вниз вертикально по одному пролету). После того как будут освоены новые упражнения на вертикальной лестнице, можно разрешить упражняться одновременно 2—6 детям (в зависимости от количества пролетов стенки и характера упражнения). Многие дети хорошо лазают и нередко, стремясь обратить на себя внима­ние товарищей, отпускают руку, машут и т. п. Воспитателю следует пресекать подобные действия, требовать во время лазанья особенно хорошей дисциплины. Он должен постоянно иметь в поле зрения всех детей, находящихся на пособиях, и быть готовым помочь каждому.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12