Задачи обучения основным движениям детей  шестого года жизни

В старшей группе, совершенствуя бег, отрабатывают непринуж­денную постановку корпуса и головы, спокойное и ровное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра вверх. Специальное место отводится упражнениям на вынос голени маховой ноги вперед, на увеличение длины шага. На занятиях используют разные виды бега: медленный, со сред­ней скоростью, быстрый, равномерный и с изменениями скорос­ти, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий.

Овладению навыками подъема бедра и выноса голени маховой ноги вперед служат многочисленные задания, например пробежать дистанцию с перешагиванием 5—6 невысоких препятствий. Лучше всего для этой цели использовать длинные рейки, положенные на кубы (высота 10—15 см); натянутые поперек зала резинки. Пре­пятствия расставляют обычно подряд друг за другом на длину не­сколько уменьшенного бегового шага ребенка. Но низкие препятствия можно расположить и на расстоянии нескольких шагов по прямой или кругу. Необходимо приучать детей одинаково хорошо преодо­левать их с любой ноги. Важно, чтобы препятствие преодо­левалось беговым шагом, а не прыжком вверх. Для этого детям поясняют, что отталкиваться следует подальше от препятствия и что нельзя набегать на него. После преодоления препятствия ребенок опускает ногу на грунт передней частью стопы.

Все виды бега дают большую функциональную нагрузку на ор­ганизм, являются хорошим средством для тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания выносливости, ловкости и быстроты. Все виды бега, если они используется методически пра­вильно, полезны для укрепления стопы, формирования ее сводов. Дозировать физическую нагрузку можно, изменяя способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая ин­тервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.

Виды бега различны по технике выполнения. Обычный бег в спокойном темпе приучает ребенка бежать правильно, не напря­гаясь, непринужденно и естественно размахивая руками.

Бежать можно свободными широкими шагами. Тогда слегка согнутая в колене нога становится на грунт с пятки, далее произ­водится эластичный перекат на всю стопу и затем на носок; при отталкивании колено и стопа разгибаются. Носки направлены ближе к средней линии по направлению бега и даже несколько внутрь. Туловище очень немного наклонено вперед, голова с ним на одном уровне, грудь и плечи развернуты и не поворачиваются вслед за

движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы согнуты сво­бодно. Во время бега руки поочередно движутся вперед-вверх при­мерно до уровня груди и несколько внутрь, затем отводятся локтями назад—в стороны.

При беге небольшими шагами изменяется постановка стопы — она ставится на переднюю часть, затем происходит опускание на всю стопу; туловище несколько выпрямляется, размахи рук уменьшаются.

Ноги в этом виде бега становятся ближе к линии направления движения. Такой бег дает детям возможность получить представле­ние о мягкой и свободной постановке ноги на землю, выработать умение полностью выпрямлять колени. Упражнения в таком спокой­ном беге облегчают расслабление, помогают почувствовать пра­вильное положение плечевого пояса, туловища и головы; дети ос­ваивают в них навыки равномерного движения,

Медленный бег на значительное расстояние (до 320 м по пере­сеченной местности), выполняемый достаточно длительно 1,5— 2 мин, полезен для развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма, его работоспособности. Бегать надо равномерно, ритмично, не замедляя и не ускоряя движе­ния. Ногу можно ставить как удобно: или на переднюю часть стопы, или с перекатом с пятки на носок. Плечи должны быть расслаблены. Дыхание произвольное, ритмичное: примерно на 3—4 шага вдох, на 5—6 — выдох. Следует приучать детей выдыхать постепенно полностью, до конца. Детям поясняют, что при медленном, спо­койном беге полный выдох бывает несколько длиннее, чем следую­щий за ним вдох, что полнота выдоха определяет глубину вдоха:

чем глубже вдох, тем больше накапливается энергии в организме.

Обычный бег со средней скоростью удобен для разучивания элементов техники, развития координации беговых движений. При таком беге дети могут контролировать свои действия.

В старшей группе дети бегают в парах, «змейкой», перестраива­ются на бегу в звенья, пробегают по горизонтальным и наклонным доскам, бегают на естественной местности, сочетая бег с другими видами движений (пролезанием в обруч, перепрыгиванием через канаву и др.). Все это, так же как широкое применение бега в подвижных играх (с ловлей и увертыванием, с соревнованием), ведет не только к совершенствованию беговых движений, но и к увеличению скорости бега, развитию ловкости, выносливости, уме­ния свободно ориентироваться в пространстве. Формированию и закреплению этих умений и навыков способствует повторное (2—3 раза) пробегание отрезков длиной 60—120 м в чередовании с ходьбой. Длину дистанции и количество повторений увеличивают постепенно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8