Основной этап.

«А теперь приступайте к работе и не подведите зверят, они так на­деются, что их домики будут самыми красивыми. Витя, Женя и Лена по­могли зверятам раскрасить домики, а Петя, Таня и Дима построят возле домиков заборы Эта работа также требует большой аккуратности и точности, «планочки» забора должны быть прямыми, ровными, одинако­выми, посмотрите, зверята уже начали сами делать заборы, а вы про­должите».

После окончания работы следует проанализировать, кто заштриховал точнее, аккуратнее - чей домик лучше? У кого заборчик ровнее?

« А теперь посмотрим, как изменилась картинка? Домики стоят раз­ноцветные, аккуратные, красивые, и все -разные, и заборчики их окру­жают, а наши зверята говорят «спасибо» ребятам».

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфиче­ские особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сен­сорному и интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий для формирования графических навыков у детей, страдающих различными формами ДЦП, включены все виды изобрази­тельной деятельности, в том числе и лепка.

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и про­странственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятель­ности в дальнейшем. Работа с пластическими материалами заставляет ре­бенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным де­фектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата - силь­ная мотивация для поисков способов, как это сделать. Например, как сле­пить шар или колбаску. Лепка в системе занятий по формированию изо­бразительной деятельности у детей с ДЦП занимает достойное место.

Главной задачей этих занятий мы считаем обучение ребенка с двига­тельной патологией и нарушением пространственного восприятия спосо­бам изготовления различных форм, умению соразмерить количество мате­риала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для од­ного и того же изделия. Для создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем детям приемы, несложные для исполне­ния, но позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия. Это раз­личные вмятины, сделанные пальцем или стеком, это изделия в виде мо­заики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых спиралью и т. д. Кро­ме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.

Аппликация является одним из любимых видов изобразительной дея­тельности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко доступна для изготовления, многообразна и эффектна. Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе с детьми с ДЦП.

Мы предлагаем использовать аппликацию для закрепления знания фор­мы, для ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям раздают листы бумаги, на которых изображена елка и вырезают из бумаги круг или овал по инструкции взрослого. Ребенок должен определить место положения шарика и приклеить его. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он находится?». Или более конкретно: «Шарик лежит под елочкой справа». После того, как местоположение шарика определено, его приклеивают.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10