Основной этап.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершаю­щим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и дру­гие фигуры.

Для того, чтобы ребенок мог лучше дифференцировать геометрические фигуры, нужно совмещать их при рисовании каких-либо предметов. На­пример, квадрат и треугольник используются при рисовании или апплика­ции «дома».

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а за­тем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки из подвижной аппликации, поиграть с детьми в геометри­ческое лото, «найди такие же фигуры», если ребенок затрудняется самостоятельно подобрать нужную фигуру и т. д. Полезно отыскать круглые и квадратные предметы среди окружающей мебели и других вещей. Это способствует расширению представлений ребенка об окружающем пред­метном мире и помогает формированию изобразительных образов этих предметов.

Среди изобразительных проблем у детей с различными формами ДЦП рисование ломаной линии отличается несовершенством в связи с заболе­ванием ребенка. Нарушения функции переключения движения выявляется при изображении «горок», которые отличаются по размерам, в нарушении ритма, в неудержании направления линии. Поскольку перечисленные не­достатки напрямую связаны с навыками письма в дальнейшем, коррекция этих недостатков имеет большое значение. Коррекция состоит в том, что детям сначала предлагается обвести ломаную линию по линии, намечен­ной взрослым, карандашом другого цвета. При этом «горки», т. е. ломаная кривая линия, проводимая ребенком, должна быть выше или ниже уже проведенной. Следующим этапом будет проведение ломаной кривой по намеченным точкам. И эти линии также должны быть с «горками» различ­ной высоты.

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей изображение должно быть более крупным.

Как было отмечено в констатирующем эксперименте, изображение вол­нистой линии также выполняется со специфическими нарушениями (или не выполняется вообще детьми с гиперкинетической формой ДЦП). Здесь отчетливо проявляются нарушения переключаемости движения и вместо плавного перехода снизу к вершине «волны» получается острый «гребень волны». Заметное улучшение рисования волнистой линии происходит в результате длительной тренировки. Наиболее эффективным представляет­ся метод рисования по готовому рисунку, сделанному взрослым. Это зада­ние весьма полезно для развития мелкой моторики рук. В тетрадях для ри­сования должно отводиться довольно много места для упражнений по формированию данного графического навыка.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представ­ляет большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить но­вое движение и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как од­ни из наиболее тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она включена в сюжетное рисование.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10