Основной этап.

В системе занятий с данной категорией детей мы предлагаем занятия аппликацией либо как предшествующие обучению какому-либо новому навыку, либо для закрепления навыка.

Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо компози­цию или пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены по­стройки деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких -расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе».

Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним.

Аппликации могут украсить праздничную открытку или другую подел­ку из бумаги.

С целью формирования пространственных представлений эффективно использование в занятиях с детьми, страдающими двигательными рас­стройствами, подвижной аппликации и фланелеграфа. Особенно это каса­ется детей с гиперкинетической формой ДЦП, так как рисование карандашами и красками для них наиболее затруднено. У части детей с гемипаретической формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недос­тающую половину симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего - меньшей по размеру. Это задание можно вы­полнить в технике аппликации - поискать среди готовых форм подходя­щую половину и приклеить ее.

Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики. Она занимает одно из ведущих мест в предлагаемой нами системе занятий по изобразительной деятельности с детьми, страдающими различными фор­мами ДЦП.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констати­рующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них яв­ляется изображение человека. В основе этого затруднения лежит наруше­ние восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не поль­зующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечно­сти при изображении; нарушение пространственного и зрительного вос­приятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых гра­фических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не пе­редает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорцио­нальных отношений частей тела; при изображении лица части его смеща­ются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной деятельности воспитатели должны активно включать в игры и занятия кукол. Куклы - и «мальчики» и «девочки», равноправные члены детского коллектива, которые принимают участие в играх, занятиях, проделках, прогулках. Куклы должны иметь сезонную одежду, быть аккуратно приче­санными, чисто умытыми, всегда находиться на положенных местах. В иг­ровых уголках они сидят на стульях и диванах, либо лежат на кроватях, т. е. - занимают соответст­вующее живому человеку жизненное пространство. Купание кукол, их одевание, застегивание пуговиц и других застежек на их одежде приучает детей к правильному восприятию строения человеческого тела, соответст­вующему использованию видов и деталей одежды. Это имеет большое значение как для запоминания этих операций, так и для запоминания схе­мы и пропорций человеческого тела, его характерных очертаний, а также для обучения самообслуживания детей с ДЦП.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10