Основной этап.

Воспитатель раздает бумагу: «Посмотрите, дети, на ваших листах бу­маги вверху и внизу точки. Красные и синие. Красная точка вверху, а внизу - напротив нее - тоже красная; синяя точка вверху, а напротив, внизу - тоже синяя. Красные и синие точки чередуются. Красные точки мы со­единяем между собой красной линией, а синие точки - синей. Посмотри­те, как я это делаю. Линии должны быть ровными, надо довести их до нижней точки аккуратно. Если вы постараетесь, то получится такой коврик» (показывает образец).

Воспитатель показывает, как следует взять кисть, как набрать краску, как вести кисть по бумаге; как обмыть ее, чтобы рисовать другой краской. «Когда работа будет закончена, мы подождем, чтобы краска высохла и соединим Катин коврик и Мишин коврик и Верин коврик короткими сто­ронами. Коврик получится, как на картинке. Мы положим его в игровом уголке и все куклы будут очень довольны, теперь и у них красивая комна­та. Дети, чтобы коврик получился красивым, надо всем постараться про­вести прямые и ровные линии».

На следующих занятиях закрепляется понятие о вертикальной линии. Дети рисуют в рабочих тетрадях, в них имеются рисунки, которые нужда­ются в завершении. Например, в верхней части листа бумаги нарисованы облака; из одного облака «идет дождь», струи «проливаются до земли» - до нижнего края листа. «Струи дождя» нужно продолжить. Или нарисова­ны цветы, у которых не хватает стеблей - их нужно нарисовать, или кар­тинка, на которой группа детей стоит с поднятыми вверх правыми руками, а над ними - флажки без палочек, шары улетают без веревочек - их нужно дать в руки детям и т. д.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком за­дание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведе­ния линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение па­раллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

На листе бумаги слева нарисованы самолеты - красный, под ним - си­ний, под ним - желтый. Какой самолет точнее и быстрее прилетит в город А, Б и т. д.? Можно устроить соревнование. Вера ведет красный самолет, Миша - синий, Катя - желтый, кто точнее? Кто быстрее? Продолжить и закрепить навыки проведения горизонтальных линий следует многократными упражнениями в рабочих тетрадях для рисования, где с этой целью обозначены «движущиеся предметы» и намечены «пункты их прибытия». В выполнении этих заданий главный смысл заключается в проведении ли­нии слева направо и сохранении направления. Однако многим детям, за­трудняющимся довести линию от начала альбомного листа до конца, сле­дует сделать более короткие «маршруты», а затем «остановиться по пути следования» с тем, чтобы, ориентируясь на более коротких отрезках, все-таки удержать направление линии.

Как итоговое задание по закреплению понятия о вертикальных и гори­зонтальных линиях, мы предлагаем сделать аппликацию «Коврик» или «Салфетка».

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8