Обогащение словаря.

14. Классификация предметов. К классифи­кациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ве­дутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6 7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по класси­фикации возможны и без иллюстрации.

Очень много дают и соответствующие занятия-беседы. Приводим такую беседу, Проведенную с детьми 6—7 лет.

Руководительница. Дети, мы поговорим о на­секомых. Каждый припомнит какое-нибудь насекомое и про него что-нибудь скажет. Я начну. Я скажу про муху. Летом очень много мух. — Летом и бабочки есть, в саду летают. — А в лесу—муравьи. Муравьи тоже насекомые. (Пауза.)

Руководительница. Я пройдусь по лугам, моты­лечки есть там.

— И жучки, и букашки, и божьи коровки.

И кузнечики, и стрекозы. Это все насекомые. (Пауза.) " Руководительница. А комар? Вот несносное насекомое.

— Они кусают больно, а когда укусят, это место че­шется.

Руководительница. Комары не? кусают, а жалят.

— И осы жалят; меня ужалила оса. И пчелы жалят. (Пауза.)

Беседы, наподобие нами приведенной, могут быть проведены на многие темы: “Домашние или дикие жи­вотные”, “Садовые или полевые цветы”, “Фрукты и овощи” и т. п.

Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше—живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.

Воспитатель должен, замечать новые слова и выра­жения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приво­дить детей к- их употреблению, словом, содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

При беседах с детьми, в рассказах детей следует от­мечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заме­нять слова мало удачные более подходящими, придумы­вать новые эпитеты, избегать повторений и т. п.

Хорошо после проведенной экскурсии или прочитан­ного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со стар­шими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

Специального внимания к себе требует распростра­ненное, но, несомненно, отрицательное явление, наблю­даемое в речи, — обилие в ней иностранных слов и вы­ражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обхо­диться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выраже­ний, обращаясь к иностранным лишь в случаях безу­словной необходимости.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5