Обогащение словаря.

Какое? -почему? зачем? -когда? -

8. Составные части целого. Называется пред­мет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается зада­ние: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

9. Упражнение на Точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обус­ловливают распространенные ошибки: одеть платье вме­сто надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

Предлагаются глаголы, характеризующие голоса жи­вотных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, кря­кает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются жи­вотные; дети должны подобрать соответствующие глаго­лы — голоса.

10. Составление предложений ленным словом. Детям дается слово; составить предложение и включить в него С этим справляются самые маленькие дети. Высказывания девочки 3 лет 10 месяцев: “Кошка. Серенькая кошка села у окошка. Собака. Собачка лаяла. Коза. Коза гуляла.

Петух. Петушок, петушок, золотой гребешок! Курочка. Петух и курочка, кот и кошка, и мы не­множко. Ворона. Ворона прыг-скок, кости собирает. Аэроплан., Аэроплан летает.

Доктор. Доктор, доктор, помогите, моя куколка боль­на, дайте ложечку варенья и стаканчик молочка.

Мячик. Мячик, мячик, мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Кукла. Кукла спит, кукла Ляля. Конфета. Я конфеты кушала, вкусные. Яблоко. Я яблоко кушала, оно кислое”.

11. Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекоменду­емое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, ста­рик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: “Собака Залаяла, старик испугался”; “Старик замахнул­ся палкой, собака испугалась и убежала”.

Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в сво­их примерах, по возможности разнообразили и усложня­ли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интерес­нее, превращая его в игру.

12. Объяснение слов. Следует ли объяснять де­тям слова и требовать таких объяснений от самих детей? Л. Н. Толстой отвечает на этот вопрос определенно и в высшей степени убедительно. Он говорит: “Я убедился только в том, что объяснения смысла слова и речи совер­шенно невозможны даже для талантливого учителя, не говоря уже о столь любимых бездарными учителями объ­яснениях, что сонмище “есть некий малый синедрион” и т. п. Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, напри­мер, слово впечатление, вы или вставляете на место объ­ясняемого другое, столько же непонятное слово, или це­лый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово. Почти всегда непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие; Притом отно­шение слова к мысли и образование новых понятий есть такой сложный, таинственный и нежный процесс души, что всякое вмешательство является грубой, нескладной силой, задерживающей процесс развития. Легко ска­зать — понимать, но разве непонятно каждому, сколько различные, вещей можно понимать в одно время, читая одну и ту же книгу? Ученик, не понимая двух-трех слов в фразе, может понимать тонкий оттенок мысли или от­ношение ее к предыдущему. Вы, учитель, налегаете на одну сторону понимания, а ученику вовсе не нужно того, что вы хотите объяснить ему. Иногда он понял, только не умеет доказать вам того, что понял вас, сам же в то­же время смутно догадывается и воспринимает совершен­но другое и весьма для него полезное и важное.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5