Обогащение словаря.

2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п. Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что что?—Солнце.

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.

Высказывания детей 6—7 лет: “Летает аэроплан, пти­ца, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стре­коза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.

3. Подбор обстоятельств Учиться можно как?.— хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, мно­го и т.п.

4. Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими слова­ми фразы.

Высказывания детей 6—7 лет: “Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля — еще маленькая и глу­пенькая девочка. Этот дом не большой, но и не малень­кий. Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем”.

5. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети -вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: “На пороге сидела и жалобно мяука­ла . (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно . (что делала?). Кошка поймала в саду . (кого?). Шерсть у кошки . (какая?), когти . (какие?). Кошка лежала с котятами . (где?). Котята играли мячиком . (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет . . Пришел почтальон: он принес . . Надо распилить дрова; где наша .? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне .”.Затем предложения составляли сами дети, а доканчи­вала -руководительница. “Мы сейчас будем лепить, надо принести . . Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша .? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой .”.

Давая детям такие предложения, надо хорошо обду­мать их содержание; оно должно быть не слишком эле­ментарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явле­ния, детям хорошо известные и интересные, в таких за­нятиях могут принимать участие и маленькие дети.

6. Распространение предложений. Руково­дительница говорит: “Садовник поливает . (что? где? когда? зачем?). Дети идут . (куда? зачем?) и т. д.

Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

7. Добавление придаточных предложении (подведение к будущим упражнениям по грамма­тике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.

Предложения детей 5—6 лет: “Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Го­род украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок:, чтобы купить картошки и мяса”.

Если занятия ведутся с детьми, умеющими читать, то главное предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:

Кошка взобралась на дерево

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5