Обогащение словаря.

Эти глубокие по смыслу слова подтверждают те со­ображения, которые мы высказывали по вопросу о восприятии детьми поэзии: ценно общее впечатление, а новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Мы пробовали предлагать детям семи лет объяснить такие слова как красота, добро. Дети не объясняют сло­во, не вскрывают его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого понятия, оценку его, вроде следующих примеров: “Красота — это когда красиво”. “Доброта — это хорошо. Добрые люди хоро­шие”.

- в школе учатся дети. саду деревья, дорожки,

Другое дело—объяснение слов, именующих конкрет­ные понятия, предметы. С этой же задачей связана ра­бота по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди. В данном случае детям назы­вается предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает другая — классификация пред­метов по видам. Ребенок, имеющий представление об об­щих понятиях “мебель” и “цветы”, на вопрос: “Что та­кое стул?” — ответит: “Такая мебель: на стуле сидят”. Или: “Что такое одуванчик?”—“Такой цветок; цветет весной; он желтый”. Вот высказывания детей 5—6 лет: “Чашка—такая посуда. Из чашки пьют чай молоко, кофе. Школа -Сад—в люди, дети.

Собака—такое животное, лает, с людьми живет. Доктор—такой дядя, он лечит больных людей. Мышка —такой маленький зверек, мышек кошка ест”.Упражнению такого рода мы придаем большое зна­чение. Если принять в соображение, что оно всегда со­провождается поправками, высказываниями воспитатель­ницы и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, что формулировать свою мысль словесно возможно точно, понятно и правиль­но. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно зна­комые им предметы и явления.

13. Отгадывание и составление загадок. Мы об этом уже говорили, но речь шла о составлении или отгадывании загадок, относящихся к предметам, что об­легчает отгадывание. Но если у детей имеется запас от­четливых представлений, то загадки, относящиеся к та­ким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или картинок.

Народное творчество создало Много загадок, характе­ризующих предметы и явления. Их надо тщательно под­бирать, классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.

Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим де­тям; словесное Оформление их загадок нескладно, на­пример: “Такое, на что кладут, чтобы есть”,—означает тарелку; или: “Такое, чтобы шить, продевать нитку”,— означает иголку. Но постепенно они научаются класси­фицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки частоте хуже самой воспитатель­ницы. Вот загадки детей 6—7 лет: “Душистый цветок, растет на колючем кусте, бывает белого, розового, крас­ного цвета”; “Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда”; “Овощ, растет в огороде, снаружи красный, вну­три белый” и т. п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5