Обогащение словаря.

Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответст­вует заранее им приобретенному представлению. В пер­вые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети при­обретают слова, которым суждено остаться пустыми зву­ками без реального содержания. Со злом этим надо бо­роться, и наилучшим средством для этой борьбы явля­ются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности способ­ствуют созданию образов и представлений, долженствую­щих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.

При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюде­ния. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает сло­ва, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знаком­ство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, зна­чение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдатель­ности.

Но по мере развития ребенка роль языка расширяет­ся, значение его как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становит­ся слишком длинным и неудобным для переработки мно­гочисленных, все осложняющихся восприятий.

Многие достояния культурной жизни людей не могут быть изучены путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению ма­териала, приобретаемого наглядностью. Оно служит воз­никновению" новых представлений, чувств человека. Жизнь, захватывая все новые русла, расширяясь, отражаясь на развитии мысли ребенка, выдвигает и новые, более разнообразные пути для развития его речи.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стре­миться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель кото­рых расширение лексикона и речевых навыков де­тей. Их полезно проводить с детьми старшего дошколь­ного возраста при условии ведения их живо, непринуж­денно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений. 1. Подбор эпитетов к предмету. Называет­ся предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?

Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мох­натые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: па­стушьи, пожарные.

1. Узнавание по эпитетам предмета. Воспита­тельница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отга­дывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5