Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

Многие производственные процессы и явления в технике, изучаемые школьниками, невозможно воспринимать непосредственно. Например, нельзя наблюдать непосредственно вращающееся маг­нитное поле в асинхронном трехфазном электри­ческом двигателе или процесс перестройки внут­ренней структуры стали в ходе ее термической обработки. Поэтому в трудовом обучении широко используют условно-символическое отображение процессов и явлений в виде схем, таблиц, графи­ков, а также различные модели и макеты. Иногда условно-символическими изображениями поль­зуются в тех случаях, когда необходимо под­черкнуть то общее, что характерно для не­скольких объектов.

Графическое изображение выполняемых опе­раций в инструкционной карте способствует более осознанному их выполнению и дает возможность учащемуся контролировать свои действия. Особен­но это важно в младших классах, когда школьники еще недостаточно хорошо представляют резуль­таты своего труда.

В трудовом обучении широко используют раз­личные модели станков, машин, а также нату­ральные объекты. Например, при изучении свойств тканей используют стенды с образцами, при изучении устройства двигателя автомобиля в каче­стве наглядного пособия применяют настоящий двигатель.

Учителю следует иметь в виду, что к наглядным средствам обучения можно отнести и оборудова­ние, и оснащение учебных, учебно-производствен­ных мастерских, цехов и участков. Внешний вид, состояние, расположение, способы хранения ин­струментов, приспособлений, станков, верстаков, материалов, заготовок, комплектующих изделий и т. п.— все это зрительно воспринимается школьниками, отражается в их сознании и оказы­вает, в засисимости от качества, уровня увиденного, положительное или отрицательное образовательное и воспитательное воздействие.

Именно наши отечественные психологи и педаго­ги показали, что необходимо расширить тради­ционный дидактический принцип наглядности, рас­сматривать его в сочетании с абстрактным мыш­лением, словом, практическими действиями. Ю. К. Бабанский пишет: «Возникла потребность в том, чтобы сформулировать специальный прин­цип, ориентирующий педагогов на оптимальное сочетание живого созерцания, абстрактного мыш­ления и практики в учебном процессе, то есть на оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, индуктивных и дедуктивных методов обучения»[1].

Возлагать реализацию принципа наглядности, тем более в таком его понимании, на одного учителя было бы неправильно. И этот дидакти­ческий принцип, как и все прочие, должен найти свое отражение в учебных программах.

Учет индивидуальных особенно­стей учащихся. Этот принцип требует от учи­теля оптимального сочетания коллективных и ин­дивидуальных форм обучения. Последние приоб­ретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие измене­ния в обществе требуют от школы усиления вни­мания к развитию личности каждого ученика.

Индивидуальный подход к учащимся обуслов­лен главным образом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сиг­нальных систем), психологическими и личност­ными (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) осо­бенностями.

С целью осуществления рассматриваемого прин­ципа задания школьникам дают дифференцированно[2] (в соответствии с требованиями принци­па доступности), а также проводят индивидуаль­ные инструктаж, беседы и консультации. Для школьников, у которых недостаточно развиты те или иные способности, организуют дополнитель­ные упражнения развивающего и корректирую­щего характера.

Особенно большие возможности для осущест­вления данного принципа представляют различные виды практических работ, трудовая практика и про­изводительный труд учащихся. Индивидуализации способствует также применение методов програм­мированного обучения.

В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель нередко с по­мощью ученического коллектива проводит инди­видуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональ­ных интересов, аккуратности, точности, трудо­любия, ответственности, других нравственных, а также волевых качеств.

Особое внимание следует уделять ученикам, которые увлечены каким-либо делом, например радиолюбителям, автолюбителям и др. Для таких школьников желательно подбирать задания повы­шенной трудности, творческого характера, выпол­нение которых требует самостоятельного изуче­ния научно-технической литературы, разработки проектов, выполнения сложных и ответственных трудовых операций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8