Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

Учитель должен знакомить школьников с объективными научными фактами, понятиями, за­кономерностями, теориями, с современными дости­жениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.

Одна из важных и постоянных задач педаго­гики — это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве. В связи с этим обнов­ляются учебные программы, из них исключается устаревший материал. Однако, как правило, изме­нения происходят быстрее и чаще, чем это отра­жается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить школь­ников с научно-техническими новинками, при­емами и методами труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях рынка труда и профессий. Например, знакомя школьни­ков с методами раскроя ткани, необходимо рас­сказать о современных достижениях по моделиро­ванию, конструированию одежды, основанных на применении микропроцессорной и лазерной тех­ники.

Однако далеко не со всеми новейшими сведе­ниями нужно и возможно знакомить учащихся. И учителям, и разработчикам программ следует тщательно отбирать такие сведения, оценивая их с точки зрения следующих требований: со­ответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тенденциям в развитии науки, техники и производ­ства; доступность для понимания учащимися; возможность усвоения в школьных условиях.

Связь с практикой, жизнью.

Трудовое обучение призвано играть важную роль в обеспе­чении будущей социальной защищенности, выжи­ваемости учащихся в условиях рыночной эконо­мики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно помочь им в профессиональном само­определении, в адаптации после окончания школы к обучению в профессиональном учебном заведе­нии или самостоятельной работе в условиях много­укладной экономики.

Из этого дидактического принципа вытекает необходимость, во-первых, соответствия целей и содержания трудового обучения современным тре­бованиям (см. выше), а также региональной местной специфике (особенности социально-эко­номического развития, традиции и т. п.), во-вто­рых, его практической направленности по форме и методам. Особая педагогическая ценность тру­дового обучения состоит в том, что благодаря своему практическому, прикладному характеру оно предоставляет гораздо большие возможности, чем другие учебные предметы, для того чтобы учить школьников соединять теорию с практикой, ценить знания, и не только технологические, но и по основам наук, т. е. учить эффектив­но работать, творить, созидать, соединяя умствен­ную деятельность с физической.

Учителю следует иметь в виду, что практи­ческие методы, прежде всего самостоятельная работа учащихся, должны преобладать при реше­нии педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений у школьни­ов, но и с их воспитанием и развитием. На­пример, умственному развитию учащихся будут способствовать вопросы, задания проблемного характера, но, главное, не отвлеченные, а имею­щие прямое отношение к работе учащихся по конструированию, разработке технологии изготов­ления изделия, к самому процессу изготовле­ния или к работе по проведению какого-ни­будь сельскохозяйственного опыта.

Формирование экономических знаний и уме­ний

, экономической воспитанности, культуры про­исходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производствен­ным.

Нравственное воспитание

школьников в про­цессе трудового обучения — это не столько сло­ва учителя о пользе трудолюбия и добросовест­ности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных ка­честв работника в практической трудовой дея­тельности, конечно, при продуманном педагоги­ческом руководстве ею.

Слов, хотя, как правило, нужных, полезных, в виде объяснений, рассказов, нравоучительных бесед, в школе чрезмерно много. Следует сохра­нять практическую направленность трудового обучения, обеспечивающую воспитание и развитие учащихся в духе единства слова и дела, теории .и практики, возможность для школьников попро­бовать свои силы, найти себя в деле, смолоду выработать бесценную привычку к труду.

Вместе с тем хотелось бы предостеречь учите­лей от излишнего заземления трудового обучения, от превращения его в ремесленнический учеб­ный предмет. Требуется немалое педагогическое мастерство, чтобы школьники на занятиях по труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не бездействовала. Что касается разработки программ, то тут следует не допускать чрезмерного увлечения широтой тема­тики, объемом информации. При небольшом коли­честве учебных часов на трудовое обучение это ведет к его превращению в теоретический пред­мет. Надо стремиться к такому соотношению теории и "практики, чтобы в процессе трудового обучения школьники учились не говорить о работе, а добросовестно, творчески и со знанием дела трудиться.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8