Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

Этими общими целями трудового обучения учи­телю следует руководствоваться при определении целей каждого урока, а последние в свою очередь в значительной степени обусловливают не только содержание, но и формы и методы работы с уча­щимися. Необходимо добиваться того, чтобы они содействовали воспитанию учащихся на трудовых традициях народа, на примере жизни и деятель­ности новаторов производства, развитию у школь­ников стремления к изобретательской и рацио­нализаторской деятельности, способности воспри­нимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, формированию активного отношения к жизни, чувства хозяина, других положительных качеств работника, личности.

При планировании работы учитель определяет, какие понятия, практические умения необходимо сформировать на данном занятии, ставит в связи с этим воспитательные и развивающие задачи и вы­бирает соответствующие методы. В ходе занятий с целью решения воспитательных задач учитель по­ощряет учащихся, правильно выполняющих трудо­вые приемы, осознанно применяющих знания на практике, соблюдающих требования безопасности труда.

Учитель пользуется такими приемами активиза­ции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), которые способствуют развитию внимания, мышления, па­мяти, речи, т. е. выполняют развивающую функцию обучения. Широко практикуется также создание общественного мнения вокруг участия школьников в труде, всемерное развитие учениче­ского самоуправления.

При реализации принципа целенаправленности

учителю следует добиваться того, чтобы его уси­лия по обучению и воспитанию школьников сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершен­ствованию, профессиональному самоопределению, т. е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся извест­ны и понятны цели всего учебно-воспитатель­ного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения школьников, корректировать не­правильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.

Не просто, разрабатывая учебную программу, реализовать цели формирования у учащихся опре­деленной суммы знаний и умений, но гораздо сложнее обеспечить при этом осуществление це­лей воспитания, развития школьников. Часто дело ограничивается формулированием этих целей в объяснительной записке. Этого, конечно, мало. Необходимо, чтобы линия воспитания, развития была тщательно проработана, чтобы она наличест­вовала во всей программе.

Научность обучения.

Данный принцип требует, чтобы в результате обучения у школь­ников было сформировано научное мировоз­зрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизи­ровалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.

Научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, как устроен и действует техни­ческий объект или протекает технологический процесс, но и дают ответ на вопрос, почему именно так. Для этого привлекают знания уча­щихся, полученные на уроках физики, химии, био­логии, математики. Так, например, в процессе про­фессиональной подготовки по специальностям радиоэлектронной промышленности школьники знакомятся с одним из направлений научно-технического прогресса — микроминиатюриза­цией радиоэлектронной аппаратуры. Научность в изучении этого вопроса будет достигнута при условии, если учитель не только расскажет о веду­щих направлениях микроминиатюризации — мик­ромодульном конструировании, методе пленочных микросхем и твердых схем, но и объяснит, по­чему возникла необходимость уменьшения габа­ритов и массы изделий и потребления ими энергии при одновременном повышении надеж­ности радиоаппаратуры и облегчении ее производ­ства. При этом, опираясь на знания учащихся по физике, учитель подчеркивает, что микроминиатю­ризация позволяет во много раз увеличить полез­ный объем радиоэлектронной аппаратуры.

Другой пример. Уже в V—VII классах при изучении на уроках труда обработки металлов и древесины учащимся следует дать элементарное представление о теории резания и ее научных основах, используя их знания по физике. Широ­кие возможности для реализации данного прин­ципа есть у учителей труда при изучении в этих классах многих других вопросов (материало­ведение, устройство инструментов, приспособле­ний, технологических и других машин, различ­ные технологии).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7