Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной моло­дежи. Между тем производство, по крайней мере в нынешний переходный период, не может оказы­вать школе, как это было раньше, материально-технической, кадровой и финансовой поддержки. Вряд ли возможно в ближайшей перспективе уси­ление такой поддержки и со стороны государ­ства. Общеобразовательной школе пока остается рассчитывать в основном на свои внутренние воз­можности, главным образом на более полное, активное и целенаправленное использование чисто педагогических средств — пересмотр и модерниза­цию содержания, совершенствование и создание новых методов и форм организации обучения.

Такую работу, пользуясь свободой педагогиче­ского творчества, опираясь на предшествующий опыт, уже не первый год ведут прежде всего практики — учителя, руководители школ и меж­школьных УПК, методисты. Ею занимаются и тео­ретики — педагоги-ученые, разрабатывая проек­ты стандарта образовательной области «Техноло­гия», соответствующих учебных программ, при­ступая к созданию учебных и методических по­собий. Чем теснее сотрудничество практиков и ученых, тем меньше неудач. Последние особен­но досадны, если касаются программ, ведь ими предстоит руководствоваться тысячам учителей.

Неудачи происходят по разным причинам и, в частности, из-за игнорирования дидактических принципов, особенностей их применения в трудо­вом обучении. Нередко забывают и принципиаль­ные, основополагающие, подтвержденные практи­кой положения педагогики трудового обучения о необходимости обеспечения: 1) его политехни­ческого характера, связи с производительным тру­дом; 2) воспитательной, развивающей и проф-ориентационной направленности; 3) взаимосвязи с другими звеньями системы трудовой подго­товки (общественно полезным, производительным трудом, профориентацией, внеклассной работой по техническому творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, прикладному искусству и др.), с ос­новами наук. Пренебрежительное отношение к этим положениям крайне отрицательно сказы­вается на результатах работы по улучшению трудовой подготовки школьников, но в статье мы хотели бы только обратить внимание читателей на данное обстоятельство и подробнее остановиться на принципах дидактики.

Дидактические(от греческого слова didaktikos — поучающий) принципы — это руководя­щие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической лите­ратуре описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отноше­нию к различным школьным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специ­фику. Мы остановимся на особенностях примене­ния дидактических принципов в трудовом обуче­нии, рассчитывая, что наши соображения и реко­мендации будут полезны и учителям, и разработ­чикам программ, и создателям учебных и методи­ческих пособий.

Целенаправленность обучения.

Лю­бая деятельность эффективна, если определены ее цели. Обучение — это деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение). Каковы же цели этой деятельности, каковы цели трудового обучения?

Сейчас перед общеобразовательной школой сто­ит задача формирования свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной лич­ности. Поскольку труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, одной из основных частей ее содержания, поскольку при рыночной экономике способность к труду (ра­бочая сила) является товаром, к которому предъ­являются высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной составляющей процесса формирования личности должно быть становление работника, компетентного в своей области специа­листа, вместе с тем обладающего высокой про­фессиональной мобильностью. Таким образом, тру­довое обучение должно быть направлено на комп­лексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества. Такой фундамент является совокупностью интересов, мотивов, нравственных качеств, знаний, умений и навы­ков. Это прежде всего трудолюбие, добросовест­ное и творческое отношение к труду, при­вычка к нему, трудовая культура, честность, со­вестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисци­плина труда и, конечно, прочные знания и уме­ния в области основ техники, технологии, эко­номики и организации производства, представле­ние о путях его развития, его экологических проблемах, об основных направлениях научно-тех­нического прогресса, а также о мире профессий, путях профессиональной подготовки, трудоустрой­ства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6