Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

Иногда авторы проектов программ, проявляя, по нашему мнению, излишнее стремление к инно­вациям, уже в начальных классах дают такие, например, сложные темы, как информационные технологии, радиоэлектроника. Они, видимо, исходят из бытовавшего сравнительно недавно в некоторых научных педагогических кругах мнения о том, что принцип доступности относится не к содержанию, а только к методам обучения. Опыт показал неправомерность, нежизненность данного подхода. На практике такого рода мате­риал подавался младшим школьникам либо в упро­щенном до крайности, примитивном виде, либо требовал от учителя слишком много времени на разъяснение, а от учеников чересчур большого на­пряжения, тогда как по достижении определен­ного возраста они могли усвоить его сравнитель­но быстро и без чрезмерных усилий.

Сознательность, активность и са­мостоятельность учащихся в обуче­нии.

Этот принцип заключается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной рабо­ты. Непременными условиями реализации дан­ного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и уче­ников в их достижении.

Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умения­ми, методами учения. Актуальность рассматривае­мого принципа для трудового обучения опреде­ляется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать трудовые умения. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражне­ния, лабораторно-практические, практические и учебно-производственные работы, решали техниче­ские, технологические и экономические задачи, учились при этом пользоваться технической, особенно справочной, литературой, а также доку­ментацией (чертежами, технологическими карта­ми, схемами и др.).

Рассматриваемый принцип предполагает, в част­ности, применение в обучении проблемного под­хода к выполнению трудовых заданий школьни­ками и к изложению учебного материала, прове­дению бесед учителем. . Например, получив задание изготовить деталь, учащиеся должны са­мостоятельно планировать предстоящую работу, подбирать необходимые материалы, инструмент и оборудование, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем изготавливать изделие и испытывать его. Конечно, выполнять все ука­занные выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. Постепенно, по мере накопления знаний и умений, трудового опыта, школьники переходят к выполнению заданий творческого ха­рактера, например решают задачи с неполными данными, наблюдают за каким-либо явлением или процессом, делают выводы, путем прове­дения сельскохозяйственных опытов принимают участие в решении проблем повышения урожай­ности различных культур или продуктивности жи­вотных. При проблемном изложении учебного материала учитель рассказывает, как возникла та или иная проблема на производстве, какими путя­ми она решалась.

Успешная реализация данного дидактического принципа в значительной степени зависит от учеб­ных программ, которые должны не только нацели­вать и направлять учителя на развитие сознатель­ной, активной и самостоятельной учебной деятель­ности учащихся, но и оказывать ему конкретную помощь в осуществлении систематического педа­гогического руководства этой деятельностью.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.

Со времени Я. А. Коменского из­вестен принцип наглядности обучения: оно должно включать непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов, про­цессов и действий. Однако наглядность тесно свя­зана с мышлением. Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстракт­ной деятельности, на что указывали И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. Дистервег: ощуще­ния должны превращаться в понятия, из поня­тий — составляться мысль, облеченная в слово.

В процессе трудового обучения живое восприя­тие объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями учителя и беседами, направленными на разъяснение смысла и сущности изучаемых учащимися предметов, средств и про­цессов труда. В результате трудового обучения ученики должны подготовиться к практической деятельности. Последняя же возможна на основе понятий, суждений и умозаключений, связанных в сознании ученика с четкими конкретными обра­зами соответствующих объектов, процессов и дей­ствий. Поэтому в обучении широко применяют показ наглядных пособий, технологических про­цессов, действующих технических устройств, тру­довых приемов и операций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8