Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

«Ты сегодня купил пластинку/кассету, о которой давно мечтал. Вечером в общежитии ты довольно громко включил проигрыватель/магнитофон и прослушиваешь запись снова и снова. Вдруг раздается стук в дверь, входит…

а) портье и говорит, что по правилам общежития нельзя шуметь после 11 часов вечера.

б) соседка, которая плохо себя чувствует, а шум ей мешает/действует на нервы.

Ты извиняешься и…

– говоришь, что не знал правила;

– уверяешь, что не заметил, который час;

– обещаешь, что будешь пользоваться наушниками;

– предлагаешь помощь».

Для того, чтобы сдерживать торопливых экстравертов, научить их наблюдать за реакцией собеседников и планировать свое речевое поведение в соответствии с этой реакцией были использованы следующие ситуации.

«Ты – экскурсовод (по Лондону/Тауэру и т.п.). сегодня ты проводишь экскурсию для школьников из другой страны, изучающих английский язык. Они хотели бы, чтобы экскурсовод говорил по-английски. Но ты сомневаешься, все ли они поймут».

«Ты посещаешь кружок по кулинарии. К тебе приехал твой друг по переписке из Англии/США. Ту показываешь ему свою лабораторию/кабинет, рассказываешь, чем вы занимаетесь, демонстрируешь опыты, показываешь, как приготовить любимое блюдо все ли он понимает?»

Как указывалось выше, для уверенности в себе интроверту важно было знать нормы и правила общения в той или иной ситуации, иметь сформированный стереотип поведения. Поэтому для повышения активности таких учащихся желательно было использовать типичные учебно-речевые ситуации социально-бытовой, учебно-трудовой направленности, а также учебно-речевые ситуации, построенные на основе отрывков из литературных произведений, хорошо известных интровертам.

Поскольку интроверты не склонны принимать поспешных решений, часто не понимали своих партнеров, то им можно советовалось в диалогах и полилогах чаще использовать выражение типа: “Let me see…”, “Just a moment, please…”, “Will you repeat, please?”, “Will you spell it, please?”, “Sorry, will you speak slower?” и т.п. Паузы после таких разговорных клише звучали естественно, поэтому интроверты могли проверить себя, повторно прослушивая партнера, не торопясь подготовиться к высказыванию.

Выражения такого типа удобнее было тренировать в учебно-речевых ситуациях, где эти выражения обусловлены заданными условиями, а последующие реплики не требовали большого напряжения от интроверта.

«Ты – английский полицейский (Bobby). Сегодня у тебя дежурство в районе Лондона, который еще мало знаком тебе. Поэтому ты взял на работу карту района. К тебе подходят прохожие с вопросами о местонахождении того или иного объекта».

«Ты – портье в гостинице/дежурный в общежитии. К тебе обращаются клиенты с вопросами о том, проживает тот или иной человек здесь, каков номер его комнаты/телефона, когда он обычно бывает дома (в номере, комнате); проживающие интересуются, пришла ли почта, на месте ли ключ (если в номере живет не один человек) и т.п.».

Как показал опыт работы, наиболее сложными, но все же наиболее интересными для учеников явились учебно-речевые ситуации полилогического общения. Приведем пример того, как нам удалось вовлечь в групповую работу учеников с различными типами темперамента и разными уровнями коммуникативной компетенции.

«Вы – детективы-подростки из серии детективных рассказов А. Хичкока. Вы выяснили, что преступник, которого вы ищете, сейчас направляется из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско/Лондон и т.д. Но вам неизвестно, каким видом транспорта он будет туда добираться. Вам нужно решить, как вы будете преследовать его».

Роль главного сыщика Джупитера Джонса была предложена интроверту со средней или высокой коммуникативной компетенцией, поскольку этот персонаж рассудителен, нетороплив, авторитетен, ему подчиняются другие. Эту же роль можно было предложить и холерику с высокой коммуникативной компетенцией, которому надо поучиться быть более сдержанным в общении с друзьями. Бобом Эндрюсом, референтом агенства, был интроверт: ему мы доверили ведение протокола, проверку информации. В качестве компенсирующей роль Боба также подойдет и холерику. Питера Крешно, спортсмена сыграл сангвиник с невысокой коммуникативной компетенцией (хотя Питер немногословен, он умеет пошутить), но эта роль могла быть предложена необщительному флегматику со средней коммуникативной компетенцией (Питер деловит, решителен). Необщительному флегматику с низкой коммуникативной компетенцией была предложена таксиста Ворингтона, друга сыщиков и т.п.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12