Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

Посадка

Непринужденная, скорее развязная, часто нога на ногу, откинувшись на спинку стула, руки в карманах.

Очень самоуверен, демонстрирует силу.

Стойка у доски

Широко расставленные ноги; если хорошо знает урок, может скрестить руки на груди; если не уверен в себе, держит руки в карманах; становится более подвижным; редко переминается с ноги на ногу.

Очень самоуверен, ищет выход из ситуации.

«Контакт глаз» в учебном общении

Ищет контакт практически всегда, не боится «контакта глаз» с учителем, даже если не готов к ответу; часто следит за реакцией учителя, чтобы найти выход из затруднительного положения.

Очень самоуверен, ищет выход из ситуации.

Поднятие руки

Практически не поднимает руку, предпочитает выкрики с места; если кто-то из одноклассников отвечает, может выкриками требовать внимания к себе.

Очень самоуверен, демонстрирует силу.

Обращение к учителю до/после урока

Обращается к учителю только перед уроком, чтобы предупредить о том, что не подготовил что-то.

Самоуверен.

Реализация учебно-речевой ситуации

Если учебно-речевая ситуация очень нравится, то требует, чтобы учитель обязательно дал ему возможность реализовать ее перед классом, даже если партнер этого не хочет.

Экстраверт.

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

Предпочитаемые учебно-речевые ситуации

Динамичные учебно-речевые ситуации, в которых он играет роль лидера.

Сангвиник.

Отношение к письменным/устным видам работ

Старается избегать письменных работ; однако, если работа оценивается, выполняет ее очень старательно; предпочитает списывать, но из учебника, а не у одноклассников (чтобы они не догадывались, что он чего-то не знает).

Экстраверт.

Использование черновиков при подготовке к новой учебно-речевой ситуации

Предпочитает обходиться без черновиков, ему это часто удается.

Экстраверт.

Учет выделенных индивидуальных особенностей учащихся позволит учителю:

а) подобрать и распределить учебно-речевых ситуаций;

б) создать более комфортную обстановку для обучения иноязычному устно-речевому общению на уроке;

в) компенсировать по возможности отрицательные проявления интроверсии в общении, стремления к повышенному доминированию в общении.

Этих целей можно достигнуть, если при формировании речевых навыков и умений дифференцировать распределение ролей, коммуникативных задач, предметно-содержательного аспекта учебно-речевых ситуаций.

Вышеуказанный алгоритм помог нам классифицировать учащихся в 3 классе. Таблица 2.2 показывает конкретные данные по классу.

Таблица 2.2

Классификация учащихся 3 класса по психологическим типам

Учащийся

Тип

Абдулдинов Алмас

Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении

Алексеева Настя

Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник)

Бабин Алеша

Эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик)

Бабина Ирина

Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик)

Вечкутова Марина

Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник)

Владоузова Юля

Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик)

Горских Валера

Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик)

Дудник Алеша

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

Новолодская Катя

Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении

Пузынина Юля

Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении

Семкина Лия

Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик)

Тумова Олеся

Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник)

Шлейкина Елена

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

Эберц Катя

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10