Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.

колют (чем?) . . . ."

Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах.

Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько подгрупп данных упражнений.

Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом количестве.

Самыми распространенными являются упражнения на конструирование предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу, например:

"Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге, подошел к сосне"(с данными словосочетаниями);

"Составь и напиши предложения с предлогами по, кпо схемам: кто? что делает? куда?, кто? что делает? где?

"(по вопросной схеме);

"Составь и напиши два предложения со словами перешли, мы, по через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти

"(по деформированному тексту);

и т.д.

Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения.

В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных упражнений по группам.

Таблица 14

: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений

Группа

Всего упражнений

группы

упражнений

Количество

%

1

Упражнения на смысловое комбинирование

24

6,5%

2

Упражнения на выделение изученных грамматических форм

98

26,5%

3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии

30

8,1%

4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту

114

30,8%

5

Упражнения на конструирование словосочетаний

24

6,5%

6

Упражнения на конструирование предложений

80

21,65

ВСЕГО:

370

100%

Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы:

- все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала;

- самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений".

Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.

Таблица 15

: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках для 2 и 3 классов

Тема

2 класс

3 класс

п/п

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Понятие о выражении временных отношений

66

25,5%

83

22,8%

2

Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке

65

24,3%

38

10,4%

3

Понятие о способах выражения пространственных отношений

51

19,1%

88

13,8%

4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке

21

7,9%

-

-

5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо

20

7,5%

-

-

6

Понятие о признаках действий и их обозначение в языке

17

6,4%

-

-

7

Грамматическое понятие о лице

15

5,6%

-

-

8

Понятие о выражении количественных отношений

10

3,7%

-

-

9

Понятие о выражении сопровождения и совместности действия

-

-

73

20,1%

10

Понятие о выражении значения принадлежности

-

-

23

6,3%

11

Понятие о выражении направленности действия на предмет

-

-

22

6%

12

Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли

-

-

18

5%

13

Понятие о выражении значения отрицания

-

-

25

6,6%

ИТОГО:

267

100%

370

100%

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9