Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 3 класса.
В учебнике для 3 класса количество тренировочных упражнений так же, как и в учебнике для 2 класса, находится в зависимости от объема и сложности изучаемого понятия в каждой учебной четверти. Эти данные мы приводим в Таблице 11.
Таблица 11
: Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям
| Четверти | Всего упражнений | |
| Количество | % | |
|
1 четверть |
111 |
30% |
|
2 четверть |
79 |
21,4% |
|
3 четверть |
105 |
28,3% |
|
4 четверть |
75 |
20,3% |
|
ИТОГО: |
370 |
100% |
Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что наиболее насыщенными тренировочными упражнениями являются 1 и 3 четверти учебного года. Это связано с тем, что в данных четвертях изучаются сложные для понимания слабослышащими учащимися основные темы: "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений". Эти же темы содержат наибольшее количество тренировочных упражнений различных групп по сравнению с остальными изучаемыми темами. Данные о распределении тренировочных упражнений по основным грамматическим темам представлены нами в Таблице 12.
Таблица 12
: Распределение тренировочных упражнений по грамматическим темам
| № | Тема | Всего упражнений | |
| п/п | Кол-во | % | |
| 1 |
Понятие о выражении временных отношений |
83 |
22,4% |
| 2 |
Понятие о способах выражения пространственных отношений |
88 |
23,8% |
| 3 |
Понятие о выражении сопровождения и совместности действия |
73 |
19,7% |
| 4 |
Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке |
38 |
10,3% |
| 5 |
Понятие о выражении значения отрицания |
25 |
6,6% |
| 6 |
Понятие о выражении значения принадлежности |
23 |
6,2% |
| 7 |
Понятие о выражении направленности действия на предмет |
22 |
6% |
| 8 |
Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли |
18 |
5% |
|
ИТОГО: |
370 |
100% | |
