Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.

Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных упражнений в учебнике русского языка для 3 класса.

Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50% и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 4-5 предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы .

Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т.д., например:

"Выпиши глаголы, определи время глаголов";

"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда

?";

"Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам".

В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2 группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по вопросной схеме, например:

"Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где

?".

Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе используются как дополнительные задания в упражнениях других групп.

Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц, например:

Дополни и запиши таблицу

Единственное число:

что?

нож, молоток (мужской род)

что делает?

чем

?

режет . . .

забивает . . .

и т.д.

Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и среднего рода, единственного и множественного числа:

Множественное число:

что?

утюги, топоры (мужской род)

что делают? чем?

гладят . . .

колют . . .

Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.

Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения составляют 31% всех тренировочных упражнений.

Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:

"Спиши предложения, допиши окончания",

"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении);

"Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения данными словами);

"Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений).

Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в учебнике для 3 класса.

Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в 75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6,5% от всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

"Составь и напиши словосочетания что делает?+чем?, что делает?+с чем?, что делает?+без чего?

Подметает . . . ,

ест пирог с . . . ,

пьет чай без . . . ,

несет тарелку с . . . .";

"Составь и напиши словосочетания что делают?+что?и что делают?+чем?

(с существительными мужского рода во множественном числе)

гладят (что?) . . . ,

гладят (чем?) . . . ,

колют (что?) . . . ,

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9