Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.

Валя рисует дом . . . .

Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен.

Упражнения на конструирование словосочетаний - 5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида.

К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

"Составь и напиши словосочетания что? + какие?

".

Яблоки сладкие, . ;

брёвна . ;

ремни . ;

. синие,

и т.д.

Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных отношений", например:

"Напиши словосочетания что делает? + куда?, что делает? + откуда

?".

Вешает на . ,

снимает с . ,

ставит на . ,

и т.д.

Второй вид упражнений этой группы - самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":

 

что?

какому?

кому?

Даёт

. . .

. . .

. . .

 
 

что?

каким?

чем?

Рисует

. . .

. . .

. . .

Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например:

Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу

(по деформированному тексту);

Составь предложения со словами: рисую, помогаешь(с заданным словом);

Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что?, что? + что делали? + где?, кто? + что делали + где?

(по вопросной схеме);

Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой

(сданными словосочетаниями) и т.д.

Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.

Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например:

Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: кудазалез кот? Откуда

бежит кот? и т.д.

Задача учащихся в этом упражнении - подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений").

Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике 2 класса не используется.

В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее количественное соотношение упражнений различных групп:

Таблица 10:

Количественное соотношение групп тренировочных упражнений

Группа

Всего упражнений

группы

упражнений

Количество

%

1

Упражнения на смысловое комбинирование

40

15%

2

Упражнения на выделение изученных грамматических форм

32

12%

3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии

24

9%

4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту

48

18%

5

Упражнения на конструирование словосочетаний

45

17%

6

Упражнения на конструирование предложений

78

29%

ВСЕГО:

267

100%

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9