Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка

2) написать поздравительную открытку зарубежному сверстнику к праздникам, отмечаемым в стране изучаемого языка (Рождество, Новый год, Пасха), а также ко дню рождения;

3) написать личное письмо зарубежному сверстнику (о себе, своей семье, друге, учебе, интересах, праздниках и др.), используя основные правила его оформления, в том числе и этикетные (с опорой на образец); допускается обращение к словарю; возможны отдельные орфографические ошибки, не искажающие смысла написанного.

Чтение.

«Допороговый уровень» владения чтением на иностранном языке предполагает достижение учащимися продвинутой коммуникативной компетенции в этом виде речевой деятельности, обеспечивающей ему умение читать несложные аутентичные тексты разного характера и типа: прагматические тексты, регулирующие повседневную жизнь людей в стране изучаемого языка (меню, вывески, объявления и др.), а также легкие публицистические, художественные, научно-популярные тексты.

Тексты для чтения должны представлять в содержательном плане интерес для учащегося IX класса, соответствовать его уровню развития и обученности, отличаться нормативным языком, ясной логической структурой, доступностью в языковом отношении и быть небольшими по объему. Допускается наличие незнакомых языковых явлений, о значении которых школьник может догадаться (по контексту, словообразовательным элементам, созвучию с родным языком, либо понять их с помощью словаря, справочной литературы или имеющихся в тексте опор/сносок, лингвострановедческих комментариев, рисунков, иллюстраций, пояснений и др.), либо игнорировать как языковые явления, несущие избыточную информацию.

В зависимости от коммуникативной задачи, характера и типа текста учащейся должен уметь читать с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение), полным понимаем информации, содержащейся в тексте (изучающее чтение), а также с поиском интересующей или необходимой информации (просмотровое чтение), используя для этого соответствующие стратегии чтения.

При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали. При чтении с полным пониманием содержания аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнаковых языковых явлений (анализ, выборочный перевод, обращение к словарю и др.).

Темп чтения на иностранном языке отстает от темпа чтения на родном языке, учащийся не дифференцирует при чтении в полной мере стилистические особенности текста, часто вынужден обращаться к словарю даже при установке на понимание лишь основного содержания, с трудом читает рукописный текст (см. таблицы 4, 5, 6).

Таблица 4.

Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение)

Характер текста

Коммуникативные задачи

Осуществляемые действия

Задания на выявление понимания основного содержания текста

Несложные аутентичные

тексты, характеризующиеся нормативным языком: прагматические

(вывески, объявления, меню, расписание транспорта и тому подобное); публицистические

(газетные и журнальные статьи); художественные; научно-популярные.

Определить тему.

Выделить основную мысль.

Выбрать главные факты из текста, опуская второстепенные.

Ощутить эмоциональное воздействие от прочитанного текста (интерес, удовольствие).

Выразить свое отношение к прочитанному.  

Прогнозировать содержание по заголовку, началу текста.

Делить текст на смысловые части.

Догадаться о значении отдельных незнакомых слов (по контексту, сходству с родным языком, по словообразовательным элементам).

Не вникать в значение незнакомых слов, не мешающих пониманию основного содержания.

Пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческим комментарием, словарем, справочниками (если в этом есть необходимость), чтобы понять основное содержание текста.

Определить, соответствует ли данная в задании информация содержанию текста или не соответствует.

Отобрать из данных рисунков те, которые иллюстрируют текст.

Выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящие.

Подобрать к данным вопросам относительно общего содержания текста правильные ответы (из приведенных в задании).

Выбрать из данных оценочных суждений то, которое соответствует вашему мнению о прочитанном.

Кратко передать на родном языке основное содержание текста.

Выразить на родном языке свое мнение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10