Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Принципиальное положение 1.1. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания». Они реализуются с помощью методических приемов и создают упражнения.
Подчеркнем, что деятельностное задание разрабатывается учителем и содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Методический прием содержит обучающую цель и проблемно-методическую задачу для учителя, которая заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь ему в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т.е. «научиться деятельности». Наличие учебно-познавательной задачи для учащихся в любом виде деятельностного задания означает, что оно является упражнением, в котором обеспечивается предъявление, научение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников.
Принципиальное положение 1.2. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строится на основе игрового, имитационного и свободного общения.
Выделяются задания следующих видов:
коммуникативные игры;
коммуникативные имитации;
свободное общение.
Основные свойства этих заданий показаны в таблице 8.
Таблица 8.
|  
 Коммуникативные игры  |   
 Коммуникативные имитации  |   
 Свободное общение  |  
|  
 Игровой сюжет общения.  |   
 Проблемная ситуация.  |   
 Тема общения участников.  |  
|  
 Игровая задача общения.  |   
 Коммуникативная задача общения.  |   
 Обсуждаемый вопрос.  |  
|  
 Конкурирующие участники.  |   
 Коммуникативные отношения.  |   
 Межличностные отношения.  |  
|  
 Правила игры.  |   
 Условия общения.  |   
 Свободный обмен.  |  
|  
 Соревнования между участниками или командами.  |   
 Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками.  |   
 Высказывания собственных точек зрения участниками.  |  
|  
 Сотрудничество внутри команды.  |   
 Речевое взаимодействие.  |   
 Поддержание темы разговора.  |  
|  
 Победитель соревнования.  |   
 Разрушение проблемы.  |   
 Исчерпание темы общения.  |  
Принципиальное положение 1.3. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в положении «здесь и теперь».
Данная формулировка была впервые предложена Ф. Перлзом (F. Perls) в так называемой генетальт-терапии. Положение «здесь и теперь» осуществляется, если на уроке:
создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;
процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в момент развития речевой ситуации;
иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт.
Принципиальное положение 1.4. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам повышает важность методической организации процесса обучения.
Дело в том, что коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры.
В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий. Практически любое задание может выполняться (и это повышает эффективность работы) в три этапа: подготовительный, исполнительный, итоговый.
Содержание данный этапов меняется в зависимости от того, какой вид работы используется для обучения на данном уроке: «основанный на тексте» или «основанный на задании», когда, выполняя задание, учащиеся строят собственные высказывания без опоры на заранее данные тексты.
