Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка

Таблица 2.

Монологическая речь

Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- Сообщать фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, -ие)? Зачем? - сочетая предложения в правильной логической последовательности.

Рассказ

- Рассказывать о себе (своем друге, школе, городе/селе);

- выражать при этом свое мнение, свою оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует/огорчает! И др.

Описание

- Описывать природу, город/село, внешность …, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный/страшный, хорошо/плохо, длинный/короткий, высокий/низкий и пр.

Характеристика

- Давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме: тезис, аргументация, резюме: Моя подруга очень симпатична. У нее голубые глаза, темные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Мне оно очень нравится.

Аудирование.

Достижение «уровня выживания» в области обучения аудированию предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции в этом виде речевой деятельности, а именно:

1) умения понимать литературно-разговорную речь носителя языка в ситуациях повседневного общения, связанную с удовлетворением простейших потребностей (например: приветствия, запрос, передача информации и др.); выделить тему и цель беседы, ее основное содержание и, в случае затруднений, обратиться к партнеру с просьбой повторить предложение, выразить мысль по-другому, говорит медленно и проще, используя для этого также перенос, уточняя значение незнакомых слов, побуждая к более подробному объяснению непонятного;

2) умения в условиях опосредственного восприятия сообщения (например: объявлений по радио, сводки погоды и др.) понимать основное содержание аудиотекста: о чем идет речь, что наиболее существенно (см. таблицу 3); при этом воспринимаемые на слух тексты должны быть аутентичными, доступными в содержательном и языковом отношении, непродолжительными по длительности звучания, в основном монотематическими и без шумовых эффектов.

Таблица 3.

Аудирование

Характер текста

Коммуникативные задачи

Осуществляемые действия

Задания для выявления понимания

Речь партнера в стандартных ситуациях общения

Полно и точно понять, чтобы адекватно реагировать на услышанное.

Использовать языковую догадку (с опорой на контекст, родной язык, словообразовательные элементы).

Переспросить, просить повторить, перевести, объяснить.

Отреагировать на услышанное/воспринятое.

Определить, соответствует ли даваемая в задании информация услышанному.

Подобрать к неполным предложениям концовку в соответствии с услышанным.

Объявления на вокзале, прогноз погоды, программы передач по радио.

Понять основное содержание/значимую для себя информацию.

Выделить главное/значимое.

Игнорировать детали, помехи.

Использовать языковую догадку.

Кратко письменно фиксировать главное (например: время прибытия поезда, температуру, время передачи).

Подобрать к данным вопросам относительно основного содержания текста правильные ответы из приведенных в задании.

Выбрать из данных оценочных суждений то, которое соответствует вашему мнению.

Письмо.

“Уровень выживания” применительно к владению письменной речью означает достижение учащимися элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей умения:

1) заполнить простую анкету, формуляр основными сведениями о себе (имя, фамилия, место и дата рождения, место проживания и др.);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9