Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Таблица 2.
Монологическая речь
| Виды монологических высказываний | Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия | 
| Краткое сообщение | - Сообщать фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, -ие)? Зачем? - сочетая предложения в правильной логической последовательности. | 
| Рассказ | - Рассказывать о себе (своем друге, школе, городе/селе); - выражать при этом свое мнение, свою оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует/огорчает! И др. | 
| Описание | - Описывать природу, город/село, внешность …, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный/страшный, хорошо/плохо, длинный/короткий, высокий/низкий и пр. | 
| Характеристика | - Давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме: тезис, аргументация, резюме: Моя подруга очень симпатична. У нее голубые глаза, темные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Мне оно очень нравится. | 
Аудирование.
Достижение «уровня выживания» в области обучения аудированию предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции в этом виде речевой деятельности, а именно:
1) умения понимать литературно-разговорную речь носителя языка в ситуациях повседневного общения, связанную с удовлетворением простейших потребностей (например: приветствия, запрос, передача информации и др.); выделить тему и цель беседы, ее основное содержание и, в случае затруднений, обратиться к партнеру с просьбой повторить предложение, выразить мысль по-другому, говорит медленно и проще, используя для этого также перенос, уточняя значение незнакомых слов, побуждая к более подробному объяснению непонятного;
2) умения в условиях опосредственного восприятия сообщения (например: объявлений по радио, сводки погоды и др.) понимать основное содержание аудиотекста: о чем идет речь, что наиболее существенно (см. таблицу 3); при этом воспринимаемые на слух тексты должны быть аутентичными, доступными в содержательном и языковом отношении, непродолжительными по длительности звучания, в основном монотематическими и без шумовых эффектов.
Таблица 3.
Аудирование
| Характер текста | Коммуникативные задачи | Осуществляемые действия | Задания для выявления понимания | 
| Речь партнера в стандартных ситуациях общения | Полно и точно понять, чтобы адекватно реагировать на услышанное. | Использовать языковую догадку (с опорой на контекст, родной язык, словообразовательные элементы). Переспросить, просить повторить, перевести, объяснить. | Отреагировать на услышанное/воспринятое. Определить, соответствует ли даваемая в задании информация услышанному. Подобрать к неполным предложениям концовку в соответствии с услышанным. | 
| Объявления на вокзале, прогноз погоды, программы передач по радио. | Понять основное содержание/значимую для себя информацию. | Выделить главное/значимое. Игнорировать детали, помехи. Использовать языковую догадку. | Кратко письменно фиксировать главное (например: время прибытия поезда, температуру, время передачи). Подобрать к данным вопросам относительно основного содержания текста правильные ответы из приведенных в задании. Выбрать из данных оценочных суждений то, которое соответствует вашему мнению. | 
Письмо.
“Уровень выживания” применительно к владению письменной речью означает достижение учащимися элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей умения:
1) заполнить простую анкету, формуляр основными сведениями о себе (имя, фамилия, место и дата рождения, место проживания и др.);
