Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образова­ния

- методы управления, диагностики, прогнозирования, со­циально-педагогического исследования.

Специфика деятельности социального педагога по работе с детьми-сиротами заключается в том, что при решении про­блем в жизнедеятельности данной категории подростков он (социальный педагог) органически входит в общественные от-

ношения со многими социальными институтами. Выявление проблем, их решение осуществляется прежде всего через уста­новление и поддержание контактов с представителями этих ин­ститутов - детского дома, отдела, опеки, правоохранительных и административных органов, центров социальной защиты, что требует, в свою очередь, высокого уровня развития у социаль­ных педагогов социально-перцептивных, коммуникативных способностей для эффективного выполнения своих профессио­нальных функций.

Успех деятельности социального педагога в значительной мере зависит от его коммуникативной компетенции - компе­тенции в межличностной коммуникации, межличностном вза­имодействии. Кроме того, связанные с этим психологические нагрузки, создают напряженность в процессе общения. Имен­но поэтому в ходе профессиональной подготовки необходимо уделить особое внимание формированию коммуникативной компетенции, что даст возможность специалисту быть более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного меж­личностного общения.

Таким образом, можно выделить две группы подготовки к профессиональному общению: вооружение знаниями о соци­ально-психологических особенностях общения, обучение вер­бальным и невербальным техникам, и вторая группа проблем -развитие способностей, предполагающих развитие эмпатии и рефлексии, . .

На наш взгляд, на эффективность деятельности социаль­ного педагога по работе с детьми-сиротами влияет качество

его профессиональной подготовки, в которой существенное место отводится психолого-педагогической компетенции и формированию профессионально значимых качеств и умений, которые способствуют гибкому реагированию на постоянно изменяющиеся условия социума и способности к созданию личностно ориентированной модели деятельности с детьми-сиротами.

В данном параграфе мы осветили функции деятельности социальных педагогов, требования к профессиональным и личностным качествам. Особое место в деятельности социаль­ного педагога по работе с детьми-сиротами занимает разра­ботка и создание педагогической коррекционных программ, целью которых является социально-педагогическая адаптация в условиях начального профессионального образования.

Мы рассматриваем специфические особенности развития детей-сирот в условиях учреждений НПО, к которым мы отно­сим: отставание в интеллектуальном развитии и наглядно-образном мышлении также им свойственна конфликтность, высокий уровень тревожности, . интенсивность мотивации страха и низкий уровень самооценки; что и позволило нам разработать комплексную программу индивидуальной работы с детьми-сиротами, которая направлена на решение указанных проблем в жизнедеятельности детей-сирот.

• В данной главе исследования мы проанализировали про­блемы социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях учреждений НПО в философской, социальной и пе­дагогической литературе.

Для совершенствования процесса социально-педагоги­ческой адаптации детей-сирот в учреждениях НПО первосте­пенное значение имеют:

1. Конкретизация и развитие понятия «социально-пе­дагогическая адаптация детей-сирот», определяемое как педа­гогически организованный процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими .многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в сущест­вующую социальную среду.

2. Определение и учет особенностей социально-педаго­гической адаптации детей-сирот в условиях учреждений на­чального профессионального образования, необходимые для эффективной организации данного процесса и выявления пси­холого-педагогических условий его протекания, к которым от­носятся: возрастающая степень самостоятельности в освоении социального опыта по сравнению с периодом пребывания в детском доме; освоение, наряду с бытовыми функциями, про­фессиональных функций, социальной роли рабочего.

3. Выявление психолого-педагогических условий станов­ления и развития личности детей-сирот; проблем, возникаю­щих в учреждениях начального профессионального образова

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6