Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образова­ния

Введение института социальных педагогов является зако­номерным процессом. Данный институт был введен в нашей стране в начале 90-х годов.

Необходимость создания в России института социальных педагогов, их профессиональной подготовки обосновали ис­следователи В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак и

др.

В исследованиях Б. 3. Вульфова, И. А. Зимней, В. С. Ма-гун, А. В. Мудрик, Т. Д. Шевеленковой и др. разработаны ба­зовые характеристики, квалификационные требования и функ­ции деятельности социальных педагогов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позво­лили нам определить основные направления деятельности, ба­зовые характеристики и профессионально значимые качества личности социального педагога.

М. А.Галагузова определяет социального педагога как «специалиста, организующего воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах. Социальный педагог изуча­ет • психолого-педагогические особенности личности и окру­жающей его микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь в поддержке обучаю­щимися и воспитанникам, выступает посредником между лич-

ностью и образовательным учреждением, семьей, средой, орга­нами власти». (55)

Исследователь Р. А.Литвак дает следующую характери­стику деятельности социальных педагогов: «Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности детей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, в условия их жизни . выявляет положительные и отрицательные факторы социализации личности ребенка, пси­хологические, медицинские, правовые, экологические пробле­мы . обеспечивает в работе с личностью своевременную пре­вентивную профилактику различного рода отношений - нрав­ственного, физического, психического, социального плана».

Модель деятельности социального педагога в учрежде­ниях начального профобразования была разработана исследо­вателем Литвак Р.А. в ходе опытно-экспериментальной работы в 1.993-1995 гг. Специфика деятельности социального педагога в данных учреждениях заключается в многообразии функций, выполняемых учреждениями начального профессионального образования: гуманистической, образовательной, профессио­нальной (112).

В основу концепции деятельности социального педагога в профессиональных училищах была взята идея, базирую­щаяся на следующих положениях:

- во-первых, социальный педагог, как подчеркнуто в ква­лификационной характеристике, призван реализовать функции развития и социально-педагогической защиты и поддержки де­тей в социуме;

- во-вторых, как показывает практическая деятельность, социальные педагоги существенным образом влияют на изме­нение психолого-педагогического климата в социуме.

Основу профессиональной деятельности социального пе­дагога составляет социальная работа.

По определению Национальной Ассоциации социальных работников СМА (1972 г.) социальная работа - это «профес­сиональная деятельность по оказанию помощи отдельным лю­дям, группам или коллективам в повышении или восстановле­нии способности к социальному функционированию и созда­ние благоприятной общественной ситуации в их целях».

Анализ отечественной и зарубежной литературы (И.А. Зимняя, В.Н.Лавриненко, Е.И.Холостова, Дж.О.Билланс, Р.Рамзес и др.), позволил определить цель социальной работы, заключающейся в материализации, о предмечивании интересов и потребностей, человека, достижении социально и личностно значимых результатов, закреплении или изменении социально­го положения личности, группы.

Социальная работа (в прошлом - простая благотвори­тельная непосредственная помощь отдельным социально ущемленным, обездоленным людям) становится сегодня дея­тельностью, предполагающей социальную защиту каждого че­ловека, его потребностей, интересов, человеческого досто­инства, права на полноценное развитие.

Необходимость защиты ребенка от неблагоприятных фак­торов развития в той или иной мере затрагивалась педагога­ми - гуманистами И. Г.Песталоцци, К. Д.Ушинским, теорети-

ком свободного воспитания Л. Н. Толстым и др. Защищен­ность ребенка в воспитательном коллективе отстаивали

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Понятие «защита» в общенаучном плане (исходя из словарей) имеет весьма широкий спектр употребления:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6