Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образова­ния

- прогностическую - заключающуюся в прогнозировании характера развития личности и среды, с целью выявления по­зитивных и негативных факторов данного процесса;

- превентивно-профилактическую и социально-терапев­тическую - направленную на разработку мер по предупрежде­нию развития и преодоления негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного процесса развития личности ребенка.

Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою биологическую природу. В основе данного поведения лежат социально-психологические, психолого-педагогические и пси­хобиологические факторы, знание которых необходимо для эф­фективной превентивно-профилактической деятельности.

Особое место в данной деятельности занимают создание и разработка педагогических коррекционных программ, направ­ление на выявление отклонений и их коррекцию. Анализ раз-

работки такой программы, сориентированной на деятельность социального педагога, выполняющего превентивно-профилак­тическую функцию, содержится в работах ученых В.П.Кащен­ко (86), И. Ф. Мягкова (23);

- охранно-защитную - включающую создание условий, обеспечивающих защиту и реализацию прав ребенка и среды формирования личности на основе международной и государ­ственной нормативно-правовой базы.

Функция оказания социальной помощи и поддержки ори­ентирует социального педагога на изучение: различных социо-культурных сред (семья, социальная группа, микроколлектив);

процесса формирования и развития личности (четырех ее ас­пектов - медицинского, психологического, социального и педа­гогического); взаимовлияния личности и микросреды ее оби­тания; теории отклонений; условий и способов социальной помощи и поддержки; нормативно-правовой базы охраны дет­ства и семьи;

- компенсаторную и реабилитационную, заключающиеся в создании условий, необходимых подростку для более полно­го удовлетворения личностных и социально-значимых потреб­ностей и интересов;

- организаторскую - направленную на организацию со­циальной творческой деятельности.

Таким образом, социальный педагог в системе учрежде­ний начального профессионального образования осуществляет педагогическую, психологическую, исследовательскую, диаг­ностическую, прогностическую и другие формы деятельности в

области развития, коррекции, социальной адаптации и реаби­литации личности учащегося.

Целью деятельности социального педагога в профессио­нальном училище является социально-педагогическая адапта­ция личности учащегося, создание психолого-педагогических условий данного процесса.

Для осуществления данной цели необходимо определить квалификационные требования к специалисту. В их основу бы­ли положены разработанные отечественными учеными профес-сиограммы. Исследователями Н.Ю.Васильевой, Л.Г.Гусляко-вой, И.А.Зимней, В.С.Магун, Т.Д.Шевеленковой предложены следующие компоненты составляющие основу базовой харак­теристики социального педагога (79):

- психолого-педагогическая компетентность;

- способность обеспечивать допустимое и целесообраз­ное посредничество, выполнять своеобразную роль «третьего человека»;

- умение влиять на общение, отношения между людьми;

- умение стимулировать, побуждать человека к той или иной деятельности для решения его собственной проблемы;

- способность работать в условиях неформального обще­ния, в позиции неформального лидера, способствующего про­явлению инициативы, активной субъективной позиции лич­ности подопечного;

- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

- осознание социальным педагогом само ценности челове­ческой личности, ее индивидуальности и творческой сущности;

- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психо­логического комфорта;

- способность воспринимать, различать, интерпретиро­вать и анализировать, а также вырабатывать профессиональ­ные суждения;

- способность ситуативного разъяснения нескольких со­циальных процессов;

- знание и умение применять психологические приемы ди­агностики и изучения личности ребенка, его семьи и социума;

- способность к разработке конкретных методик социаль­но-педагогической деятельности и т.д.

Определение данных критериев позволило сформулиро­вать квалификационные требования, предъявляемые к соци­альному педагогу как профессионалу, включающие в себя:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6