Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образова­ния

1. Требования к личностным особенностям: гуманистиче­ская направленность личности, личная и социальная ответ­ственность, чувство собственного достоинства и уважение до­стоинства другого, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоцио­нально-позитивная направленность, эмоциональная устойчи­вость, установка на психическое здоровье, личностная адек­ватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

2. Требования к деятельности:

а). К должностным обязанностям: организация социаль­но-значимой деятельности среди подростков; социально-пра­вовая защита клиента; координация деятельности различных государственных, общественных и клерикальных организаций для оказания действенной помощи клиенту и т.п.

б). К профессиональным знаниям и умениям: умение вы­членять проблемы клиента, диагностировать их; уметь опреде­лять характер требуемой психологической помощи; к навыкам психологического консультирования, коррекции и реабилита­ции и т.п.

• в). К уровню сформированности деятельностно-ролевых умений: умению устанавливать равно партнерские отношения с клиентом, умению формировать новые социальные роли у кли­ента и т.п.

3. Требования к особенностям социального взаимодей­ствия социального педагога и клиента: к умению координиро­вать социальные связи и отношения (горизонтальные и верти­кальные), умение координировать свои собственные действия на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации и т.д.

4. Требования к коммуникативным навыкам и умениям:

владение культурой общения, фасилитативные умения и пр.

Таким образом, становится очевидной и необходимой це­лесообразность создания системы отбора претендентов на роль социального педагога и их профессиональной подготовке.

В 1990 г. с целью организации научных исследований и подготовки специалистов по социальной педагогике в ряде пе-

дагогических вузов России были открыты отделения, факуль­теты социальной педагогики, а позднее была разработана кон­цепция научно-методического обеспечения процесса подготов­ки социального педагога (В.Г.Бочарова, Г.М.Брагин, М.А.Га-лагузова). Были разработаны и приняты к реализации более тридцати учебных программ и специальных курсов по подго­товке социальных педагогов более чем по десяти специализа­циям. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно вни­мания в педагогических вузах уделяется подготовке педагогов, работающих с категорией детей-сирот, тем более социальных педагогов данной специализации. Специфика становления и развития личности детей-сирот, особенности организации жизнедеятельности данной социально незащищенной катего­рии детей, требует специальной подготовки социальных педа­гогов к работе с детьми-сиротами.

• Как отмечалось во втором параграфе данной главы, кате­гория детей-сирот отличается специфическими особенностями такими как:

- отставание в интеллектуальном развитии, наглядно-об­разном мышлении;

- недоразвитие способности произвольно управлять сво­им поведением, самостоятельно выполнять определенные пра­вила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к неорганизованности, ситуативности поведения;

- худшие, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье, здоровье детей-сирот, как физиологическое, так и пси­хическое, высокий уровень заболеваемости;

- проблемами в формировании навыков продуктивного общения;

- конфликтность, высокий уровень тревожности, высокая интенсивность мотива страха отвержения;

- низкой самооценкой и ориентацией на оценку себе дру­гими и т.д.

Все это позволяет определить основу подготовки соци­ального педагога и работе с детьми-сиротами.

На наш взгляд, основу профессиональной подготовки должны составлять знания и умения в таких областях как:

- специфика становления и развития личности детей-си­рот;

- социальное и нормативное сиротство, история вопроса и перспективы развития проблемы;

- деривация и деривационный синдром;

- система социальных учреждений, оказывающих помощь ребенку;

- проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и т.д.;

- основы теории, методики и авторских педагогических технологий по работе с детьми-сиротами;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6