Введение

Источниковую базу исследования составляют работы, рассматривающие: а)логико-методологические и общетеоретические проблемы интеграции (В.С.Готт, Г.М.Добров, Б.М.Кедров, В.А.Лекторский, Г.Павельциг, Э.П.Семенюк, О.М.Сичивица, В.С.Стенин, А.Д.Урсул, М.Г.Чепиков, В.С.Швырев, Б.Г.Юдин, В.А.Энгельгардт и др.); в) вопросы интеграции дисциплин в отдельных отраслях науки и группах наук - в области человекознания и гуманитраных дисциплин (Б.Г.Ананьев, Г.Д.Гачев, Б.Ф.Ломов, И.Т.Фролов, Ю.А.Шрейдер и др.), в сфере техникознания, взаимосвязи технических и естественных, технических и общественных дисциплин (Н.Т.Абрамова, О.М.Волосевич, Б.И.Иванов, В.П.Каратеев, Б.М.Кедров, Г.Ковач, Н.Мончев, К.Н.Суханов, К.-Х.Тиме, Ст.Хилл, В.В.Чещев, Г.С.Шеменев и др.), в области взаимосвязи биологического и социального, биологического и технического знания) А.И.Алеши, С.В.Мейен, Р.С.Карпинская, С.А.Никольский, Я.А.Новак, С.Н.Смирнов), психологии и географии (Б.А.Душков); г) те или иные аспекты интеграции производства (экономики) и образования, НТР и образования (А.Белл, В.Б.Миронов, В.Г.Осипов, Н.А.Потехин, Дж.Тэлботт, В.Н.Турченко, Н.А.Хроменков, И.П.Яковлев), педагогики и философии (Л.М.Андрюхина, Л.А.Беляева, Н.В.Гусева, В.А.Разумный, К.А.Шварцман и др.), педагогики и психологии (Э.Ф.Зеер, В.П.Зинченко, Г.С.Костюк, А.В.Петровский, Э.Стоуэнс и др.), педагогики и социологии (Р.Г.Гурова, Г.Е.Зборовский, Л.Я.Рубина, М.Н.Руткевич, Ф.Р.Филиппов и др.).

Определенную эвристическую ценность для нашей работы имеют некоторые положения герменетивки, персонализма, философии жизни, экзистенциализма, эзотеризма (Г.Дильтей, Н.О.Лосский, П.Д.Успенский, Ж.-П.Сартр, Э.Фромм и др.).

Методы исследования отражают три важнейшие специфические особенности нашей работы: рефлексивность, теоретичность и монографичность. Соответственно нами используются, во-первых, методы науковедческого характера: методы эмпирического анализа текста, например, метод изучения взаимосвязи знаний при помощи научных ссылок, изданий; логические методы анализа понятий: интерпретация стержневых понятий как логико-методологических средств анализа, операциональное определение базовых понятий; логико-гносеологические методы соотношения объема и содержания понятий; категориальный синтез и др.; во-вторых, общетеоретические методы - методы анализа и синтеза, конкретизации и обобщения, универсализации и унификации, трансформации и преобразования, идеализации и экстраполяции, а также "теоретические методы исследования" (по Г.В.Воробьеву); метод целенаправленного построения системы новых теоретических представлений, синтезированных на совокупности элементов знаний различной природы; метод аналогий, основанный на общности фундаметальных законов диалектики для процессов различной природы, метод восхождения от абстрактного к конкретному (теоретически осмысленному), метод моделирования теорически возможных ситуаций, метод мысленного эксперимента, метод противопоставления исключающих альтернатив и др.; в-третьих, "методы монографических исследований" (И.Г.Еременко); собственно монографический метод, редукционизм, органицизм, интегратизм. Наряду с приведенными методами при получении результатов диссертации использовались элементы контент-анализа, метод экспертных оценок, методика рационального планирования экспериментов, анкетирования, беседа, интервью, наблюдение, анализ результатов экзаменов, в том числе выпускных, курсовых и дипломных работ, опытно-экспериментальная работа, включая апробацию выводов монографического исследования, выполненного нами еще в 1992 году.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11