Введение

Ч а с т н о н а у ч н у ю методологическую базу исследования составляют идеи/теории, концепции, законы, принципы и т.д.), разработанные на уровне частных дисциплины: новейшие представления физиков и биологов о живой саморегулирующейся системе Земли как интегрально-целостной совокупности, допускающей сосуществование противоположных и взаимоисключающих способов бытия - случайности и необходимости, покой и активности, порядка и хаотичности, об "объективном мире, как неделимой триаде, состоящей из субъекта, объекта и происходящего между ними процесса интеграции; естественнонаучная концепция "науки целого", дающая возможность выработать новые основания для педагогики и всей социально-педагогической действительности (Р.Рамзей); психологические теории целостных структур гештальт-психологии, Ж.Пиаже) и интегральной природы деятельности человеческого мозга; концепции культурноисторической и деятельностной сущности человека (Л.С.Выготский, Л.П.Леонтьев); теории "опережающего отражения" (П.К.Анохин) и "модели потребного будущего" (Н.А.Бернштейн).

К о н к р е т н о н а у ч н ы е (собственно педагогические) методологические основания включают в себя, во-первых, положения, раскрывающие вопросы педагогической методологии (А.М.Арсеньев, Б.С.Гершунский, В.Е.Гмурман, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, В.О.Кутьев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.С.Шубинский и др.), методологии и методики педагогический исследований Ю.К.Бабанский, А.П.Беляева, Г.В.Воробьев, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, А.Я.Найн, А.И.Пискунов, В.М.Полонский, Я.Скалкова, В.С.Черепанов и др.), методологии педагогической науки, педагогического науковедения и понятийного аппарата педагогики (А.П.Беляева, В.С.Безрукова, М.А.Галагузова, Б.С.Гершунский, В.С.Грибов, В.А.Дмитриенко, Н.И.Дьяченко, В.И.Журавлев, И.М.Кантор, Б.Б.Комаровский, Б.И.Коротяев, А.Я.Найн, Н.Д.Никандров, Е.В.Ткаченко, Ф.Хофман и др.), методологии и методики исследования объединительных процессов (межпредметных связей, взаимосвязи, преемственности, интеграции) в педагогике (Г.И.Батурина, В.С.Безрукова, Н.М.Берулава, И.Г. Еременко, В.И.Загвязинский, И.Д.Зверев, В.К.Ильин, Ю.А.Кустов, В.Н.Максимова, М.И.Махмутов, Ю.Н.Ракчеева, В.Д.Семенов, Ю.С.Тюнников и др.); во-вторых, интегративно-педагогические идеи - всестороннего и гармоничного развития человека (Аристотель, Коменский, Песталоцци, советская образовательная доктрина), интегративного образования (П.А.Кропоткин) и интеграции школы, общества и производства (Дж.Дьюи, П.Наторп), соборно-роевой, общинной педагогики (Л.Н.Толстой, В.Д.Семенов), коллективистского воспитания (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский), сотрудничества в зарубежной (А.Маслоу, К.Роджерс) и отечественной (Ш.Амонашвили, А.С.Белкин, В.Ф.Шаталов и др.) педагогике, коммуникативной педагогики (И.А.Зязюн, В.Д.Ширшов); В-третьих, методологически значимы для нашего исследования о необходимости учета при профессиональной подготовке как "законов педагогики", так и законов производства" (С.Я.Батышев), о взаимоотношении учебнопедагогических и производственно-технических факторов в учебнопроизводственном процессе (С.А.Шапоринский), в деятельности инженера-педагога, педагога профессионального образования (Г.Е.Зборовский, Г.А.Карпова), о целостном педагогическом процессе (П.Ф.Каптерев, Ю.К.Бабанский, В.С.Безрукова), о целостном процессе общесоциального и профессионального становления личности (Э.Ф.Зеер, Е.И.Ибрагимов, В.С.Ильин, Г.В.Мухаметзянова, Г.М.Романцев, Е.А.Ткаченко), а также положения - о способности педагогики "вбирать" в себя термины (понятия других наук, на их базе рождать свои категории при сохранении своей самостоятельности (В.С.Безрукова), об ассимиляции педагогикой инонаучных знаний (В.Е.Гмурман", о трансформации непедагогических понятий в педагогические (М.И.Махмутов), об "интегральной дидактической системе" (Х.Й.Ламетс), о "понятийной форме интегративного процесса" (Ю.С.Тюнников).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10