Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа

Субординация выражается некоторым определенным порядком управления, ведущей ролью системы педагога.

Кибернетическая система способна адаптироваться к окружающей среде, служить моделью-аналогом учебного процесса, с помощью которой можно исследовать режимы обучения и оптимизировать их по выбранной совокупности показателей этого процесса: f (x i) = П max. [6].

Надежность системы характеризуется принципами:

- слабого звена;

- нарушения равновесия (принцип Ле-Шателье): смещения равновесия системы в том направлении, в котором внешнее воздействие уменьшается. Равновесие восстанавливается регулированием компонентов и ограничением их деятельности в заданных пределах;

- недостаточности информации (экспертные оценки);

- достаточного основания (достаточного знания определенных закономерностей развития факторов учебного процесса).

При исследовании динамической модели используется метод "черного ящика", при котором внутренняя структура исследуемой системы недоступна для наблюдения. Сущность этого метода заключается в том, что рассматриваются только входные и выходные параметры, а внутреннее устройство остается неизвестным. В этом случае оказывается возможным делать ряд выводов о поведении системы, наблюдая лишь реакции выходных величин на изменения входных.

Недостатком такого метода является то, что он принципиально не может привести к однозначному выводу о внутренней структуре, ибо поведение ее аналогично поведению изоморфных систем. Таким образом, достигается макроподход

к исследованию системы.

Статическая система структурно выражает порядок и форму взаимосвязи компонентов.

Динамическая система - функциональная, имеет компоненты входа и выхода, с непрерывным или дискретным протеканием процесса.

Управляемостью обладают только организованные системы, в которых имеются компоненты, выражающие целенаправленные взаимосвязи элементов соответствующих систем.

Элементы системы, к которым приложены входные воздействия, называются входами системы.

С точки зрения определенности различают:

-

детерминированные системы, в которых составные элементы взаимодействуют по заданной программе с предвидением развития и состояния;

-

индетерминированные системы (стохастические), в которых не выявлены ни структуры, ни взаимодействие элементов остаются неопределенными с вероятностными исходами;

-

адаптивные системы, меняющие свои действия в зависимости от изменений свойств и состояния системы.

В открытой системе совершается не только внутренний обмен информацией, но и обмен с внешней средой и другими системами через входные и выходные каналы.

Таким образом, учебный процесс общетехнической подготовки в вузе будущего преподавателя представляет большую, сложную, открытую динамическую систему, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведения, отношений и связей. Эта система организованная. Её организация определяется целями и задачами подготовки специалистов высшей квалификации, она взаимодействует и определяется окружающей действительностью, состоянием науки, техники, социальных отношений.

Особая сложность стоит на пути решения проблемы оценки и контроля дидактического эксперимента. Существующие средства и методы оценки и контроля учебного процесса весьма относительны и субъективны. Это важная проблема принципиального развития всей современной теории обучения. Без объективных и достаточно определенных измерителей результатов обучения становится весьма затруднительным проведение управляемого обучения, научной организации учебного процесса, моделирование, эксперимент, использование ПЭВМ и решение ряда других современных задач теории и практики обучения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6