Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа

Принцип детерминизма выражает определенность исходных состояний, четкость и обоснованность всех изменений при построении и развитии теории обучения в высшей школе, устанавливая причинные и закономерные связи составляющих систему компонентов и не поддающихся дальнейшему делению ее составляющих элементов.

Детерминантами структуры содержания образования называются факторы, оказывающие влияние на набор структурных компонентов образования и на их взаимосвязи.

Составляющие учебного процесса генетически детерминированы общественными отношениями, социальными условиями, состоянием развития науки и техники и другими определяющими условиями и факторами.

Отдельный компонент в системе учебного процесса не имеет достаточных данных для характеристики его значения в обучении и только все составляющие, вместе взятые, наиболее полно несут информацию о состоянии системы обучения.

Совершенствование учебного процесса связано с изменением средств обучения, форм, методов и содержания учебных предметов. Цели в обучении (общие и частные) и средства взаимосвязаны и в своей функциональной связи встречают различные противоречия, которые разрешаются на основе оптимального достижения цели.

С целью разработки и поиска приемлемой дидактической системы должны быть проанализированы реализованные практически следующие системы обучения: предметно-комплексная (Ю. З. Гильбух), операционно-производственная (Л. Б. Ительсон), зональная (М. И. Ковальский), технологическая (Е. А. Милеран), предметно-технологическая (И. Д. Клочков), процессуальная (А. Е. Шильникова), проблемно-аналитическая (С. Я. Батышев), а также производственного обучения: предметная, операционная, операционно-поточная, операционно-комплексная.

Совокупность выявленных и исследованных многими учеными системообразующих факторов, анализ систем обучения и критериев достижения цели позволяют синтезировать основы дидактической системы общетехнической подготовки в вузе будущего преподавателя профессионального обучения (рис. 1).

Эта система представляется как основа, не догма, будет совершенствоваться, изменяться. Однако, выделенные детерминанты системы составляют ее костяк, находятся в различных соотношениях и степенях взаимосвязи и взаимозависимости. Ни один из этих факторов нельзя не учитывать, нельзя без ущерба исключить из системы. Эту систему можно упорядочить, совершенствовать в теоретическом отношении, а также по результатам экспериментальных исследований и практического применения.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель дидактической

системы общетехнической подготовки будущего преподавателя

профессионального обучения

Форма в учебном процессе (учебный план, программы, расписание занятий, экзамены, зачеты, практика, проекты) - это не только выражение порядка организационной и методической структуры обучения, но и система, обоснованно представляющая содержание.

Учебный процесс в педагогике трактуется как дидактическая система в составе подсистем, компонентов и элементов. Структура в теории обучения обусловлена составом входящих в неё частей, компонентов и элементов, их связью и отношениями, что позволяет производить оценку каждого элемента и определять его самостоятельную функциональную роль. Сложность и многообразие задач теории обучения при такой структуре требует комплексного и многоконцептуального подхода как в определении содержания всех элементов, так и установлении связей и отношений между ними. Структура теорий обучения отражает формальный характер соединений её элементов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6