Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа

Подготовка будущего преподавателя профессионального обучения в высшей школе требует системного характера ее исследования.

Система - определенный порядок в расположении и связи действий. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Закономерности функционирования сложных систем изучает общая теория систем.

Системность - объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в реальной действительности.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих компонентов, обладающая интегральными свойствами, которые не присущи каждому из этих элементов в отдельности. Особенности системы следующие: целостность (несводимость к сумме свойств составляющих элементов), структурность (описание системы через установление ее структуры), иерархичность (часть системы выступает как подсистема).

Под педагогической системой понимают социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности. Педагогической системе присуща внешняя и внутренняя информации. Внешняя педагогическая информация включает директивные и нормативные документы, учебные планы и программы, научно-педагогические сведения. Внутренняя педагогическая информация - совокупность сведений о состоянии и результатах обучения, развития и воспитания учащихся, о материально-технической базе учебного процесса и т.д.

Системность отличается от комплексности целенаправленностью, упорядоченностью, организованностью. Системность шире комплексности, она в одинаковой мере охватывает связи внутри одного уровня и между разными уровнями. Комплексность же охватывает связи одного или смежных уровней иерархической структуры.

Система характерна составными частями, а также связями между этими частями. Каждый элемент системы представляет собой самостоятельную часть, имеющую специфическое назначение, которое реализуется в его функции внутри системы в целом.

В основе целостности системы лежат взаимосвязи между ее элементами, порождающие новые (интегративные) качества, не присущие каждому ее элементу. Недооценка важности формирования одной из сторон делает систему неполной, не целостной, не оптимальной, и ее применение не ведет к правильному решению задачи.

Система обладает свойством сложных систем - компенсации. Даже существенные пробелы в содержании образования, связанные с отсутствием в ней некоторого компонента, до определенной степени компенсируются системой за счет того, что другие компоненты системы принимают на себя функции утраченного элемента.

В. П. Кузьмин считает системой множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.

Компоненты системы - обособленные, относительно самостоятельные автономные части социальной или социотехнической системы, определенным образом взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом. Это как раз те структурные единицы, взаимодействие которых обеспечивает существование системы, ее функционирование и развитие. Компоненты системы имеют некоторое множество индивидуальных характеристик и степеней свободы, а также обладают определенной сложностью. По критерию дальнейшей делимости различают компоненты двух типов: подсистемы и элементы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6