Психологические основы производственно-экономического обучения

Безусловно, что психологический склад личности является важной стороной ее характеристики и обладает устойчивым постоянством. Тем не менее личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром посредством своей деятельности и от производственно-экономического обучения может также зависеть формирование ее положительных качеств.

Каждая группа слушателей производственно-экономического обучения обладает стабильной официальной структурой. Однако сталкиваясь с аудиторией, любой преподаватель замечал, что наряду с официальной схемой в каждой группе складываются неформальные отношения'. Эти неформальные отношения могут возникнуть как в самой группе в процессе обучения, таки вне ее. Ведь члены группы работают вместе, встречаются в столовой, обсуждают что-то по дороге домой и т. д.

Таким образом, преподаватель или пропагандист сталкивается в реальной жизни с более или менее устойчивыми малыми группами в рамках стабильной структуры группы производственно-экономического обучения. Эти малые группы также неодинаковы. Например, между двумя слушателями может возникнуть чувство симпатии, однако наиболее сильный тип личности подчиняет другой. В этом случае именно через этот сильный тип личности другой связан с группой. Он, как правило, поддерживает своего товарища, иногда внутренне не соглашаясь с его мнением. Другой тип малой группы - три равных по своим личностным качествам человека, которые также симпатизируют друг другу. В формальной структуре группы они являются тесно связанным ядром. В определенных ситуациях это ядро может объединять других членов группы, активно воздействовать и формировать их мнение. В подавляющем большинстве случаев группа имеет неформального лидера, который в силу качеств своей личности пользуется большим авторитетом у членов группы, иногда превосходящим авторитет преподавателя и пропагандиста. При традиционном обучении, когда преподаватель стремился к авторитарному стилю проведения занятий, подобные люди доставляли ему немало хлопот. Однако если подойти к процессу обучения с современных позиций, т. е. как к равноценному обучению членов группы, то такая личность может стать исключительно ценным помощником в учебном процессе. Конечно, для этого в первую очередь необходимо выявить неформального лидера. Это не составляет большой сложности, и любой преподаватель и пропагандист в течение первых занятий может ответить на данный вопрос.

Несколько сложнее включить личность неформального лидера в учебный процесс. Это можно сделать следующим образом. Необходимо обратить внимание слушателей группы на положительные качества данного человека, признать его способность влиять на людей. Тем самым преподаватель продемонстрирует, во-первых, объективное отношение к личности не только данного человека, но и любого слушателя, что, конечно, в дальнейшем будет способствовать укреплению его авторитета, создаст атмосферу доверия. Во-вторых, тем самым подчеркивается готовность преподавателя сотрудничать со слушателями в процессе овладения знаниями, его желание стать их единомышленником.

Следующим этапом включения неформального лидера в активный процесс обучения является выбор такого рода занятий и работ, который бы заставил эту личность работать на процесс обучения. Для этого можно использовать просьбу подготовить достаточно серьезное сообщение или доклад, мотивируя ее тем, что у данного слушателя есть необходимые качества и способности для подобной серьезной работы.

Хорошим психологическим приемом может являться временное замещение неформальным лидером места преподавателя или пропагандиста на занятии. Для этого, не акцентируя внимание слушателей, можно попросить выступающего неформального лидера к столу преподавателя или пропагандиста, а самому через определенное время незаметно присоединиться к слушателям, сидя среди них. Практика показывает, что, очутившись на месте преподавателя или пропагандиста, данная личность, как правило, более взвешенно относится к своим словам, старается занимать объективную позицию.

Преподаватель должен иметь в виду, что, несмотря на большое влияние личности на группу слушателей, группа способна оказывать обратное влияние на эту личность. Любой, даже самый сильный лидер группы пытается своими действиями заслужить ее одобрение. Вместе с тем психология утверждает, что любая группа более консервативна и устойчива в стереотипах, чем отдельная личность. Мы знаем, что зачастую член группы, думающий или делающий "не как все", становится объектом социального давления. Последнее может принять форму молчаливого неодобрения, насмешки и т. п. Напротив, за соблюдение норм общепринятого группой поведения человек получает ее одобрение, согласие и даже престиж. Причем чем сильнее, сплоченнее сама группа, тем она более консервативна. Зачастую именно в таких группах новаторы воспринимаются как отклонение от нормы и вызывают всеобщее неодобрение.

Как мы видим, действия преподавателя и пропагандиста для эффективного обучения предполагают не только включение неформального лидера в процесс обучения, не только превращение его в единомышленника и помощника в учебном процессе, но и, что иногда значительно сложнее, разрушение устоявшихся представлений и стереотипов самой группы, которые могут значительно снизить эффективность обучения. В этом случае преподаватель должен сам искать или создавать лидера, малые группы, которые были бы способны разрушить монолитность консервативных представлений. В этом случае уже не обойтись назначением докладчика или выступающего. Преподавателю необходимо организовывать дискуссии, вокруг точек зрения которых слушатели могут объединяться в малые группы. Иногда данные дискуссии могут привести к достаточно бурным столкновениям, однако именно эти столкновения и вызывают к жизни новые идеи, разрушают старые представления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8