Психологические основы производственно-экономического обучения

Интенсификация учебы невозможна без использования эффективных форм и методов вовлечения обучающихся в учебный процесс и создания условий, при которых слушатели становятся его активными участниками. Чтобы сплотить людей, сделать их единомышленниками преподавателя или пропагандиста, он сам помимо глубоких профессиональных знаний должен владеть основами психологии.

Вместе с тем нетрудно заметить насколько разнообразны люди в любом коллективе. Они отличаются не только лицом или внешним видом, но и своими мыслями, поступками, оценками и суждениями. В то же время индивидуализация процесса обучения предполагает такую организацию занятий, при которой каждый слушатель группы включен в учебный процесс как личность.

Преподаватель должен постоянно поддерживать и закреплять интерес к обучению, заботиться о расширении и углублении интересов слушателей, с тем чтобы эти интересы стали устойчивыми и приобрели форму стремлений. Это поддержание и закрепление интереса к обучению зависит как от личности и увлеченности самого преподавателя, так и от его умения сочетать интересы слушателей с интересами обучения. Если преподаватель построит свою работу так, чтобы она затрагивала интересы слушателей, то ее эффективность намного возрастет. Давая задание слушателю, старайтесь, чтобы вопрос темы хотя бы в чем-то совпадал с его интересами. Когда увлеченный человек страстно и эмоционально говорит об объекте своего интереса, группа, заражаясь его энтузиазмом, воспринимает этот интерес как собственный.

Не бойтесь потратить лишнее время на неформальное общение со слушателями - это верный путь выявить структуру их интересов и в соответствии с ней организовать занятия. Ищите области, где интересы совпадают. Старайтесь вести диалог со слушателями в терминах их интересов.

Существенным мотивом, побуждающим человека к совершению того или иного поступка, являются его убеждения, которые психология рассматривает как систему осознанных потребностей личности. В процессе обучения каждый человек воспринимает информацию на основе сформировавшейся системы убеждений. Система убеждений представляет собой совокупность знаний об окружающем мире, идей, духовных ценностей, идеалов. Если эта система имеет упорядоченную и внутренне организованную структуру, то она рассматривается как мировоззрение человека.

Нужно вовремя занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненным проблемам и ценностям. Сходная позиция и ориентация преподавателя и группы относительно общественных ценностей или предмета обсуждения создают благоприятные условия и усиливают познавательную способность группы. При доверительном и уважительном отношении к личности преподавателя обеспечивается эффективность восприятия.

В процессе обучения преподавателю необходимо учитывать и элементы обыденного сознания, которые предстают перед нами в виде стереотипов. Стереотип- это закрепленный в сознании способ восприятия и перестройки существующей действительности. Стереотипы могут быть положительными и ложными. Использование положительных стереотипов дает упрощенное, схематическое, иногда близкое к истинному, знание или представление о предмете. Любая схема, какой бы подробной она ни была, не может дать исчерпывающей информации о предмете и в известной степени может рассматриваться как стереотип. Вместе с тем схематизм позволяет выделить наиболее существенные моменты рассматриваемого явления и способствует лучшему восприятию учебного материала. В этом смысле он является составной частью процесса обучения.

Ложный стереотип искажает действительность и затрудняет восприятие материала, особенно если он отличается новизной. Наличие ложных стереотипов зависит в первую очередь от уровня образования человека, его профессиональной деятельности, немаловажную роль играет Эдесь и .возраст. Для успешной реализации задач производственно-экономического обучения разрушение ложного стереотипа является необходимым условием. Однако при этом необходимо учитывать прочность данных установок личности и не ждать быстрого освобождения человека от старых ложных стереотипов. Лучшим путем разрушения стереотипов является сама жизнь, конкретная практика. Вместе с тем человек очень трудно расстается с определенными представлениями, которые ему навязывались в течение десятилетий.

Учитывайте, что иногда человеку легче воспринять новое, чем отказаться от старых представлений. Чтобы эффективно вести процесс обучения, преподаватель прежде всего должен представлять, как происходит познавательный процесс. Этот процесс осуществляется посредством ощущения, восприятия и мышления.

Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материальной жизни. Этот процесс происходит через органы наших чувств, которые получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг.

Следующим этапом познания является восприятие, т. е. отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Поэтому восприятие является важным источником объяснения поведения человека. Однако изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить поведение этого человека. Так, формирование у слушателей современного экономического мышления разрушает старые стереотипы отчужденности работника от результатов своего труда и таким образом формирует совершенно иной тип его поведения в процессе производства, который отличается инициативностью и заинтересованностью в качественном труде.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6