Психологические основы производственно-экономического обучения

Следует отметить, что чем больше соответствие информации преподавателя или пропагандиста интересам и целевым установкам слушателей, тем выше степень произвольного внимания.

Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателя, а скорее зависит от мастерства и умения преподавателя. В большей степени это внимание определяется формой изложения материала.

Послепроизвольное внимание - это своеобразная трансформация произвольного внимания, при котором слушатель настолько захвачен происходящим действием, что от него не требуется волевых усилий.

Безусловно, знание видов внимания само по себе ничего не дает. Главное для преподавателя знать, каким образом он может удержать внимание аудитории.

Многие не раз наблюдали картину, когда в большой аудитории слушатели захвачены мастерством лектора. Но вот скрипнула входная дверь и почти все повернули голову. Действительно, достаточно кому-то заглянуть в аудиторию или уронить ручку, как от только что напряженного внимания не остается и следа. Дело не в преподавателе, а в свойствах человеческой психики.

В процессе обучения преподаватель довольно часто сталкивается со случаем потери произвольного внимания слушателей. Для его возвращения необходимо вызвать сначала непроизвольную форму внимания. Для привлечения непроизвольного внимания используются голосовые приемы, пауза, жест, движение.

Внимание привлекает не только повышение тона речи, но и внезапный переход на тихую речь. Для возвращения внимания используйте вопросы к аудитории: “Как вы думаете, что произойдет если .”, “Каким же образом происходит данный процесс?” и т. п. Можно прервать начатую фразу и привлечь внимание небольшим отступлением: “Да, чуть было не забыл .”, “Кстати, .” и т. п.

Обращение к наглядным средствам обучения, поднятие руки или пальца вверх, любые незапланированные жесты и движения возвращают внимание аудитории. Если вы часто возвращаете внимание слушателей, ищите причину в содержании учебного материала. Идеальным средством возвращения внимания является шутка.

Обучение всегда предполагает объединение обучающихся в учебную, т. е. организованную, группу. Учеба слушателей производственно-экономического обучения строится по производственному принципу, а учебные группы комплектуются из числа рабочих одной бригады, смены и т. д. По сути дела, учебная группа объединяет тот коллектив, который совместно решает производственные задачи. Нормальный человеческий коллектив, обладающий наибольшими производственными, образовательными и воспитательными возможностями,- это разновозрастный коллектив. Этот коллектив объединяет различных по квалификации и жизненному опыту работников.

Долгое время считалось, что наиболее благоприятным для обучения является коллектив примерно одной возрастной группы слушателей. В рамках традиционного подхода к процессу обучения это облегчало взаимодействие преподавателя со слушателями. Однако взаимодействие и сотрудничество обучаемых одного и того же возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию. Ведь люди одной возрастной группы обладают примерно одинаковыми знаниями, и таким образом, взаимообучение будет сравнительно бедным. Если же говорить о воспитательной функции процесса обучения, то разновозрастной коллектив приносит гораздо больший воспитательный эффект.

Даже не обладая достаточными знаниями в области психологии, можно заметить, что учебная группа состоит из совершенно различных не только по возрасту, но и по характеру, темпераменту людей. Неповторимое сочетание психологических особенностей человека является характерной стороной личности. Личность - это прежде всего живой, конкретный человек, со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением.

Психологический склад личности, сочетание его психологических особенностей, несмотря на различия в его поведении в разных жизненных ситуациях и в различных социальных группах, при изменениях, связанных с возрастным развитием, остается в какой-то мере постоянным. Наиболее устойчивыми и присущими от рождения человеку психическими свойствами являются свойства темперамента. Психология традиционно выделяет четыре типа темпераментов: сангвиника-холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник - в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Этот тип весьма практичен, легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. К порученному делу относится ответственно.

В группе слушателей личность, обладающая таким типом темперамента, пользуется большим авторитетом и часто бывает неформальным лидером. Его мнением дорожат товарищи. Если преподаватель или пропагандист сумеет построить устойчивые и доброжелательные отношения с таким человеком и заслужить его доверие, то его поддержкой можно резко повысить эффективность процесса обучения. Не сумев найти правильной формы отношений с данным типом личности, преподаватель рискует потерять покой на занятиях, будучи вовлечен в затяжные, а порой и весьма трудные дискуссии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8