Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.

В 4 классе все явления, указан­ные для 1, 2, 3 классов, должны быть охвачены уже значительно полнее и глубже. Если детям преды­дущих классов трудно было опреде­лить, когда установилась зима, по­тому что снег много раз покрывал землю, а потом таял, то в 4 клас­се этот вопрос решается вполне оп­ределенно. Программа требует зна­ния характерных признаков лета, осени, зимы, весны, подведения ито­гов за несколько лет, определения температуры воздуха, усвоения понятия ветра как движения воздуха, знания его значения и пользы для жизни на земле. Начинаются на­блюдения в 4 классе с подведения итогов за 2 и 3 классы. Природные явления все более дифференци­руются. Вводится понятие о силе ветра. Сила ветра определяется по местным признакам: по состоянию листьев, веток, стволов деревьев, по дыму из трубы и т.д.

Необходи­мость обобщения за сезон диктует­ся задачей научить детей разбирать­ся в характерных особенностях ве­сны, лета, осени и зимы, сравнивать времена года и, следовательно, от­личать один сезон от другого. В результате работы с календа­рем погоды дети учатся узнавать каждое время года не по одному-двум признакам, а по ряду их, на­пример: «Зимой холодно, стоят мо­розы, падает снег, дни короткие, а ночи длинные. Люди одеваются те­пло, ездят на санях, река замерзает, деревья стоят без листьев, покрытые снегом (только ели да сосны зеле­ные)» и т. д. Лучше всего обобщать данные за предыдущий сезон тогда, когда вновь наступающее время года уже достаточно ярко выражено. Для этого необходимо иметь следующий материал: календари природы за истекшие 3 месяца; репродукции картин, изображающие изучаемое время года; экспонаты, собран­ные во время экскурсий; детские рисунки; стихи, за­гадки, пословицы, относящиеся по своей тематике к предыдущему се­зону.

В 4 классе также дается понятие тем­пературы воздуха, дети знакомятся с термометром, учатся отсчитывать градусы. Каждый учащийся должен сделать из картона с тесемкой гра­дусник, а настоящий термометр должен быть установлен за окном на этаже или в классе. С этого вре­мени дежурные записывают в кален­дарь температуру воздуха, эти наблюдения проводятся один раз в день, но в определенный час, уста­новленный учителем. Дети наблю­дают за облачностью, осадками. Можно дать представление об от­тенках цвета неба. Учитель рисования помогает сделать красочную таблицу оттенков: небо голубое, синее, светло-голубое, заря желтая, розовая, красная. Такие таблицы развивают внимательность, художественный вкус. Кроме этого, разли­чение цвета неба и зари в сочета­нии с наблюдательностью за расти­тельным и животным миром помо­жет учащимся научиться предска­зывать погоду по местным призна­кам и приметам, например:

1. После ясной погоды заря при заходе солнца багрово-красная – к плохой погоде.

2. Заря ярко-желтая, золоти­стая – к хорошей погоде.

3. Днем белесое небо – к дождю.

4. Круги вокруг солнца – к не­настью.

5. Звезды загораются в небе – к морозу.

6. Солнце садится на чистом небе – завтра будет хорошая погода.

7. Солнце заходит за густые тучи с красными краями – к плохой по­годе.

8. Выпала роса – не будет до­ждя.

9. Нет росы – будет дождь.

10. Мелкий дождь – долго идет, крупный дождь и сильный – скоро проходит.

11. Домашняя птица роется в пе­ске, в земле – к дождю.

12. Птицы примолкли, не поют – к грозе.

13. Ласточка летает низко или забилась в гнездо – к сильному дождю, к граду.

И другие приметы.

Учитель может выбрать несколь­ко примет, выписать их и проверить с учениками. Это и интересно и по­лезно, так как развивает любозна­тельность учеников. В 4 классе дети наблюдают за ветром: сильней ветер, слабый или умеренный. Направления ветра де­ти не могут определить, не зная сто­рон горизонта. По возможности нужно дать детям понятие о холод­ном ветре из холодных стран и о теплом – из жарких. Ветер играет значительную роль в изменении погоды, кроме этого, наблюдение за направлением и си­лой ветра обогащает запас пред­ставлений учащихся. На уроках чте­ния надо дать глаголы, относящие­ся к ветру: гудит, шумит, завывает, стучит по крыше, разносит сухие листья, дует сильно. На уроках развития речи можно дать задание описать погоду словами. Задания на описание очень полезны, так как при систематических описаниях, проводимых в классе, учащиеся внимательнее присматриваются к окружающим явлениям, ищут наи­более точные определения. Рядом, с календарем природы можно устроить небольшую полочку, на которой дети будут помещать натуральные предметы природы, характеризующие приход весны: ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами, растения в горшочках, первых бабочек, жуков. Под объектом следует делать надпись с указанием даты, имени и фамилии ученика, который заметил первым данное явление.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6