Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.

Правильно организованная работа с календарем природы и труда во вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. У детей развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность. Преподавание географии и есте­ствознания должно содействовать общему развитию учащихся, в част­ности корректировать недостатки мышления, формировать правиль­ное понимание и отношение к явле­ниям природы, предупреждать воз­никновение у учащихся ложных, суеверных представлений о них, воспитывать у детей практические умения и навыки, знакомить учени­ков с трудом людей на территории нашей Родины.

Наблюдения за погодой нельзя не увязывать с сезонными наблюдениями в природе. Без связи измене­ний погоды с изменениями жизни растений и животных ведение ка­лендаря природы становится сухой и скучной обязанностью. На основе наблюдений за явлениями природы умственно отсталые учащиеся правильно осмысливают их взаимосвязь: например, прилет грачей, ручьи, проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны, а отлет различных видов птиц говорит о приближении зимы.

Наблюдения за явлениями природы придают большую сознательность объяснительному чтению, яв­ляются основой атеистического вос­питания школьников, расширяют их кругозор и представления детей, вооружают их необходимыми знаниями, умениями, навыками, учат любить и охранять родную природу. Чтобы дети правильно и с любовью вели календарь природы, учитель должен сам научиться вести такой календарь. Исходной частью работы по наблю­дению за природой являются эк­скурсии. На основе собранных на экскурсии материалов и полученных учащимися впечатлений, наблюде­ний строится дальнейшая работа в классе по уточнению полученных представлений и их систематизации.

Уже в 1 классе программа преду­сматривает ведение календаря при­роды. На первых же осенних про­гулках и экскурсиях в природу де­тей знакомят с особенностями этого времени года. Они наблюдают, как опадают листья, собирают по не­сколько листьев, желудей, сравнивают их по величине: маленький – большой, длинный – короткий, рав­ные; по количеству: много – один, много – мало, по цвету: желтые, красные, зеленые. У детей развива­ются пространственные представле­ния: здесь – там, близко – далеко, справа – слева и т.д. После первых экскурсий учитель предлагает вести запись того, что ребята видели (имея в виду состоя­ние погоды и материал, который они собрали). Учитель приносит в класс заранее заготовленный лист бумаги, на котором в левом углу наклеен листок, вырезанный из старого отрывного календаря с соответствую­щими месяцами и числами. Учитель говорит: «Давайте подумаем, как записать, что сегодня весь день све­тило солнце? Какое было небо? Какой цвет имеет солнце?» Для обо­значения погоды отводится правый верхний угол. Берется голубая бу­мага, из нее вырезается квадрат, который наклеивается в правый угол; солнце дети обозначают жел­тым кружочком, который наклеи­вается на голубой квадрат. Можно то и другое нарисовать цветными карандашами. В незаполненной нижней части листа можно наклеить картинку или желтые листья. Учитель предлагает детям каж­дый день по пути в школу обра­щать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных, подумать над тем, что можно поме­стить в календаре. Также офор­мляется второй день, третий и т.д. Каждый день календарю отво­дился 5 – 10 минут последнего урока. В это время обобщаются наблюде­ния, сделанные детьми в течение дня. Работа обычно начинается с чтения предыдущего листка кален­даря, т. е. обзором наблюдений про­шедшего дня. Учитель задает при­близительно такие вопросы: «Какой был вчера день? Как он назывался? А сегодня какой день? Какое число было вчера? Какое число сегодня?» (Дети, пере­шедшие из классов массовой школы, могут знать числа). За правильные ответы детей на­до хвалить и ставить оценку в днев­нике.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6