Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА

В УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Анализ учебной литературы

При анализе школьных учебников, учебных пособий рассматривается и само содержание блоков информации по культуре и методический аппарат с точки зрения введения в него дополнительной информации, иллюстраций. Изучаются также приемы работы с данными видами информации. Будут проанализированы наиболее распространенные федеральные, авторские и альтернативные учебники.

Учебник Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 является авторским, вариативным, адресованным учащимся 10-11 классам общеобразовательных школ. Настоящая книга, по мнению автора учебника, представляет собой шаг в направлении к созданию комбинированного учебника истории нового типа, то есть учебника, обучающего думать и поэтому построенного на

_

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996

основе синтеза собственно учебника (текстов), хрестоматий (разнообразных исторических источников) и задачника (проблемные познавательные вопросы и задачи). Поэтому в основе учебника – диалог с читателем и совместный поиск. Нет в учебнике и единственной точки зрения. Факты, представленные в нем позволяют делать различные выводы.

Учебник предназначен как для совместной работы учителя и класса, так и для самостоятельной работы старшеклассников. Поэтому, только учитель и только учащиеся смогут определить на какие вопросы отвечать, какие документы использовать, а что можно опустить.

При работе с текстом рекомендуется использовать карты Атласа истории СССР для 10-11 классов. В учебнике содержится документальный материал.

Развитие отечественной культуры рассматривается в отдельно выделенных параграфах (38. Развитие культуры (20–е годы)1 и 45. Культурное строительство - 30-е годы 2).

Изучение советской культуры 20-х годов автор предлагает начать с основного противоречия, повлиявшего на становление новой культуры: «делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Поэтому новой властью ставится сложнейшая

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 341.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.420.

задача проведения «культурной революции».

Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной революции Долуцкий И.И. описывает спор идеологов построения новой культуры о «рождении» нового человека: Троцкого, считавшего возможным появление «нового человека» не раньше, чем через 20-50 лет, в течение которых могут быть решены лишь «азбучные» задачи и его оппонента Луначарского, уверенного, что «новый человек» будет быстро сформирован в процессе строительства нового общества. Блок информации завершается вопросами, провоцирующими учащихся на размышление о новой возможности формирования «нового человека».

Определяются средства культурной революции – мировая социалистическая революция и программа, разработанная Луначарским на несколько десятилетий:

- демократизация культуры;

- ликвидация неграмотности;

- привлечение на сторону революции «старой» интеллигенции, использование «старого» культурного наследия и создания новой интеллигенции;

- формирование у трудящихся научного мировоззрения.

После этого учащимся предлагается решить, что можно противопоставить идеи формирования «нового человека».

В учебнике даются представления о «руководителях процесса формирования нового человека», их личности, фактов из биографии (Луначарский А.В., Покровский М.Н., Крупская Н.К.).

Автор учебника задается вопросом: «Является ли пролетарская культура культурностью пролетариата?» Ответ на этот вопрос предлагается найти в деятельности Пролеткульта – организации, ставившей своей целью осуществление таких лозунгов, как: «Старый мир, как и старая культура, должен быть уничтожен», «Создадим новую чисто пролетарскую культуру».

Пролеткульту, отмечает автор учебника, возражает Троцкий, полагавший, что новая культура возникает лишь при социализме, но она будет уже не пролетарская, которой вообще не может быть, а социалистическая. Пока же необходимо постигать азбуку культуры, постепенно приобщая пролетариат к достижениям старой культуры.

В вопросах после блока информации учащимся предлагается поразмышлять над данным положением, определить ценность старой культуры для пролетариата.

Законы классовой борьбы переносятся в искусство. Критерий один: «Союзник или враг?». Отмечаются «пострадавшие» в борьбе за чистоту пролетарского искусства «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр» Чуковского К.И. Пишет о главенствующей на литературном фронте РАПП.1

Перейти на страницу: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28