Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно- политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2 Данное постановление «поставило точку» в

1 Очерки истории советского искусства, с.11

2 Очерки истории советского искусства, с.11.

вопросе о главенстве того или иного течения в искусстве. Признавалось и поддерживалось официальной властью только одно направление, полностью базировавшееся и поддерживающее идеологию, приемлемую советским правительством. Сходные процессы происходили у народов Средней Азии, Азербайджана, у нерусских народов Сибири, Урала, Поволжья и Дагестана, на Украине и в Белоруссии.

С первых же лет образования советского многонационального государства начался процесс накопления новых художественных ценностей в культуре каждой нации и народности. Он протекал постепенно и превратился в ряде случаев в довольно сложное явление. Многие нации и народности нашей страны до 1917 года вообще «не имели профессионального искусства».1 Сфера приложения художественных творческих сил у этих народов была ограничена рамками прикладного декоративного искусства и народными ремеслами. После 1917 года правительство Советской России, а позднее и Советского Союза стало искусственно формировать культуру этих народов. Первостепенную роль в сложении профессионального искусства этих народов стало играть русское искусство, основанное на общепринятой идеологии. Но у большинства народов на начальном этапе шло преобладание скорее количественного накопления культуры. Хотя происходило увеличение числа местных художников, расширялось

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

художественное образование, на выставках появилось немало крупных работ, но в стилистическом отношении эти произведения оставались в русских традициях, традициях русского академизма и передвижничества (яркий пример тому - белорусское изобразительное искусство 1920 - 1930-х годов).1

В этот период, 1920-е годы, доминирующее положение заняла тенденция, которая утверждала, что советское искусство является логичным продолжением академического русского искусства. Большую популярность приобретают выставки русских деятелей искусства IХ - начала ХХ веков. В этот период многие молодые художники под давлением официальной идеологии и пропаганды классического русского искусства «начинают сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и производственное искусство. Для значительной части художников, стоявших до этого на позициях «левого» искусства, начал приобретать все большую актуальность вопрос об овладении реалистическим методом»2 и переходе в лоно официально признанного и поддерживаемого властью искусства.

Говоря об истории развития советской культуры, нельзя не упомянуть об основании метода социалистического _

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

2 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве (1921-1932 г.г.), изд.”Сов.худ.”, М.: 1962, с.8.

искусства – метода социалистического реализма. Современник событий тех лет Толстой А.Н. в статье «О свободе творчества» так определил задачи культуры: «Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически оформить ее идеи и ее человека. Реализм - наше оружие».1 В 1934 году было сформировано развернутое определение метода социалистического реализма – «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».2 Таким образом, метод социалистического реализма становится основным методом социалистической пропаганды. Руководствуясь этим методом, люди творчества должны были «показать действительность в ее революционном развитии, что значило проявить зоркость видения настоящего, прошлого и будущего».3 Социалистический реализм, принятый искусством 30-х годов в качестве основного творческого метода, свидетельствовал о победе этой тенденции, о вытеснении методом социалистического реализма всех других методов искусства. Окончательное утверждение данного метода требовало появления новых героев, новых тем

1 Толстой А.Н. - О свободе творчества, Известия. 24.06.1935.

Перейти на страницу: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25