Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”, 1989, с.340

2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М : 1957, с.174

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174

области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития.

Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с «предрассудками братства» и используя все технические достижения старого мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму, понятную миллионам».1

По отношению к пролетарским художественным организациям политика партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно большее количество объединений

1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп. М.: 1954, с.347.

2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп. М.: 1954, с.345.

деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в целях пропаганды социалистического образа жизни.

В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей «находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно, вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное, коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в самое позднее время,

1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.50.

2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75

3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм искусства, приобретая популярность в народе.

Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века. Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной

1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79.

2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6.

3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.8.

пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы городов, внутренние помещения различных

учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием, иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина, плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства, успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни, художники уже не просто

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23