Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

признававшие линию партии исключались из союзов и подвергались гонениям.

В параграфе раскрывается понятие социалистического реализма – отображение советской действительности не такой, какая она есть, а такой, какая должна быть. Это использовали власти для создания социально-психологической монолитности общества, которое облегчало манипуляцию ими.

Большие блоки информации посвящены советскому кинематографу, изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, литературе, театру. В этих пунктах собрана значительная по объему информация о советских деятелях культуры.

Введен также новый блок информации о музыкальной жизни общества в 30-е годы («Нам песня строить и жить помогает»)1. В нем показана роль песен для советского человека, их популярность.

Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают повышение уровня образования в СССР, увеличение спроса на печатную продукцию как следствие. Важной чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству.

К приметам времени авторы учебника относят удивительную атмосферу приподнятости, всеобщего

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.190 .

готовности к подвигам. Советским людям было чем гордиться – успехи науки, беспосадочный перелет в Америку Чкалова В. (1937г.), рост престижа Красной армии, в ходе боев с фашистами в Испании … Все это ассоциировалось с личность Сталина И.В., соответственно находило отражение в монументальных произведениях.

В конце параграфа содержится Отрывок из письма Луначарского А.В. в Оргкомитет союза советских писателей, февраль 1933 г.

В разделе «О социалистическом реализме» раскрывается сущность соцреализма, позиции Луначарского А.В. После параграфа имеются вопросы 2-3 уровней.

В конце учебника имеется цветная вклейка с произведениями Малевича К. («Скачет красная конница») Кустодиева Б. («Масленица»), Яковлева Б. («Транспорт налаживается»), Соколова-Сакля П. («Тимонин поход»), Грабарь И. («В.И. Ленин у прямого провода»), Корин П. (Схимо игумен Митрофан и иеромонах Гермоген), Купцов В. («Самолет АНТ-20 М. Горький»), Пименов Ю. («Новая Москва»), писатели времени гражданской войны, фотографиями здания Центросоюза (архитектор Ле Корбюзье 1928-1936), клуба им. И. Русакова (архитектор Мельников К. 1927-1929), клуба им. С. Зуева (архитектор Голосов И.1928), что способствует лучшему восприятию информации по искусству.

В содержании учебника рассматриваются практически все области отечественной культуры, содержится информация о наиболее известных авторах и их произведениях. Отдельный блок информации посвящен духу, настроениям времени, что способствует лучшему усвоению материала. В учебнике не содержится большого количества информации. Влиянию культа личности на советское искусство не уделяется внимание. В недостаточном объеме рассмотрены литературно-художественные объединения и их взаимодействие.

Учебник Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. «Россия в ХХ веке»1 предназначен для изучения отечественной истории в 10-11 классах общеобразовательных учреждений и является наиболее современным из иных существующих пособий для старших классов. В нем глубоко освещены основные вопросы сложной и драматической истории России ХХ века. Авторы опирались на новейшие достижения советской и зарубежной историографии.

Методический аппарат учебника создан заново. Он ориентирован на активные формы обучения.

В издание включены черно-белые иллюстрации, графики, диаграммы, цветные вклейки карт и иллюстраций по культуре.

Вопросы развития культуры в 20-е годы рассматриваются в 42 «Политика и культура»;2 развитие культуры в 30-е годы рассматривается в 49

_

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с.176.

«Общественно-политическая и культурная жизнь».1 Параграфы разделены на пункты.

Авторы учебника начинают 42 «Политика и культура» с обозначения двух противоречивых тенденций в советском обществе: относительной либерализации в условиях нэпа и процесс идеологизации.

Одной из задач советской власти в тот период была задача установления государственного контроля над церковью, этот процесс поэтапно рассматривается в представляемом учебнике.

Подробно описывается движение сменовеховцев, рассматривается их идеология и называются лидеры (Устрялов Н., Ключников Ю., Бобрищев- Пушкин А.). Отмечается, что специалистам в областях наук создавались более благоприятные условия, чем гуманитариям.

Перейти на страницу: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33