Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.

Остальных детей: Варю Д., Аиду Б., Никиту Т., значительно труднее активизировать; у них нет особого интереса к занятиям. Внимание этих детей неустойчиво, память не позволяет быстро усваивать новый материал.

Состояние устной речи детей контрольной группы тоже различно. У троих детей (Яна П., Руслан Н., Илья Б.) речь достаточно внятная, словарь, накопленный детьми, позволяет постоянно использовать в общении устную речь. У Никиты Т. еще нет достаточного опыта речевого общения (т. к. он недавно поступил в д/с), мальчик говорит мало, стремится воспринимать речь окружающих на слух, поэтому часто воспроизводит слова неполно, искаженно. Аида Б., имея хороший остаточный слух, звонкий голос, может говорить хорошо, но из-за нежелания чему-либо учиться часто пытается обмануть окружающих, воспроизводя непонятный набор звуков. У Нелли Н. из-за нарушения голоса (голос постоянно переходит на фальцет) внятность речи значительно снижена, но девочка постоянно пользуется устной речью, старается говорить хорошо. Варя Д. и Петя И. говорят очень неохотно, их необходимо постоянно побуждать к использованию устной речи. Внятность речи этих детей значительно снижена. Варя говорит очень тихо, с придыханием. У Пети сдавленный, низкий голос, сильное напряжение мышц шеи; даже активно работая на уроках, мальчик старается говорить как можно меньше.

Однако, следует отметить замечательную особенность этой группы: все дети, в меру своих возможностей используют устную речь как средство общения не только с педагогами, но и между собой. Этот факт указывает на то, что педагог группы и воспитатели уделяют большое внимание развитию устной речи детей, побуждая их говорить не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Несмотря на то, что в контрольной группе хорошо организована работа над устной речью, почти у всех детей выявлены те или иные расстройства голоса. Результаты проведенного нами исследования качества голоса детей представлены в голосовых картах (см. Приложение № 2).

По данным голосовых карт были составлены таблицы, в которых мы обобщили результаты исследования.

Таблица № 1.

Изучение тембра голоса.

Характеристика тембра.

Оценка тембра голоса.

Всего

Яна П.

Илья Б.

Нелли Н.

Петя И.

Руслан Н.

Варя Д.

Аида Б.

Никита Т.

1.

Норма

   

1

     

1

1

38%

2.

Придыхательный

         

3

   

13%

3.

Сдавленный

     

4

       

13%

4.

Гнусавый

2

2

   

2

     

38%

Из таблицы видно, что нормальный тембр отмечен у 38% детей группы (у Нелли Н., Аиды Б., Никиты Т.). Максимально приближен к нормальному тембру голос Никиты (у него I ст. т/у). Голос Нелли и Аиды имеет некоторую специфическую окраску, его нельзя назвать приятным на слух; но поскольку у этих детей не обнаружено никаких нарушений тембра, мы оцениваем его как норму. Придыхательный тембр обнаружен у 13% (Варя Д.). По нашему мнению, это нарушение обусловлено чрезмерной релаксацией мышц гортани, которая характерна для этого ребенка. В ее речи часто наблюдается придыхательная атака звука, плохо скоординирована работа дыхательного и голосового аппарата, отмечается слышимая утечка воздуха. Степень этого нарушения умеренная. У 13% выявлен сдавленный голос. У Пети И. заметно сильное напряжение мышц гортани при голосообразовании, часто возникает твердая голосовая атака, что сильно снижает разборчивость речи. (Нарушение оценено как тяжелое.) 38% детей имеют гнусавый голос (Яна П., Илья Б., Руслан Н.). У Ильи и Руслана гиперназальность иногда сочетается с гипоназальностью. У всех детей легкий гнусавый оттенок голоса (нарушение оценивается на 2 балла), обусловленный, по нашему мнению, дисбалансом ротового и носового резонанса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7