Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.

— Ребенок делает глубокий вдох и во время выдоха медленно произносит гласные: а – о; а – о – у; (число звуков постепенно увеличивается).

Для формирования экономного выдоха можно использовать следующие упражнения.

— Ребенок глубоко вдыхает и через открытый рот выдыхает воздух небольшими порциями (после каждого выдоха он должен останавливать поток воздуха). При этом, важно следить, чтобы ребенок не полностью использовал дыхательный объем.

— Ребенок глубоко вдыхает и во время коротких выдохов произносит гласные. Сначала каждая серия звуков состоит из одного гласного; затем ребенок переходит с одного гласного на другой.

Для уменьшения придыхания нужно предложить ребенку произносить звуки громким голосом, т. к. это приводит к увеличению тонуса мышц. Использование этого приема целесообразно еще и потому, что у ребенка с придыхательным тембром (у Вари Д.) нами выявлено нарушение громкости (слабый голос); и в данном случае мы не рискуем получить дополнительный дефект (крикливый голос).

Формирование у ребенка правильных навыков голосообразования можно начинать с упражнений со звуком “м”, в том же порядке как и при коррекции сдавленного голоса. При этом важно устранить придыхательную атаку. Если ребенок затрудняется в произнесении звука при мягкой атаке, можно использовать уже описанный прием опускания нижней челюсти.

Возможно, что лучшего эффекта при устранении придыхания можно добиться, начав упражнения с произнесения глухих взрывных согласных (п, т,

к), точнее, открытых слогов: “па”, “по”, “пу”… Причем, сначала лучше выполнять упражнение с использованием фонетической ритмики. Резкие, напряженные движения, соответствующие глухим взрывным согласным, стимулируют мышечную деятельность и помогут создать необходимое ребенку напряжение мышц голосового аппарата.

После получения полноценного устойчивого звука голоса, можно переходить к произнесению слогов без движений, затем к произнесению слов и фраз. При чтении фраз и текстов педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание. Для этого можно пометить наклонными линиями места, где ребенок делает вдох.

Мы рассмотрели основные рекомендации к коррекционной работе над голосом с придыханием. Теперь необходимо отметить, что остальные 38% нарушений тембра детей контрольной группы – это гнусавый голос (Яна П., Руслан Н., Илья Б.). Однако, выявленную гнусавость мы оценили как легкое нарушение голоса. Соответственно, ее исправление не является первостепенной задачей работы над голосом (на данном этапе). Причиной этого нарушения, по нашему мнению, является нарушение резонанса (дисбаланс ротового и носового резонанса), которое вызвано неспособностью детей контролировать резонанс. Без слухового контроля ребенку чрезвычайно сложно направить голос в соответствующие резонаторные полости. Можно попытаться улучшить тембр детей с помощью упражнений на звуках, усиливающих ротовой резонанс: “о”, “у”, “э”, “п”, “б”, “т”, “д”, “ф”, “в”.

Сначала ребенок тренируется в произнесении изолированных гласных: о _, у _; затем гласные произносятся в сочетании с согласными, сначала в обратных слогах: “оп”, “уп”, “ут”,

потом в прямых: “пу”, “по”, “пэ”. Слова и предложения на этом этапе не должны включать носовых звуков. В ходе упражнений необходимо выработать у ребенка четкую дифференцировку между нормальным и гнусавым голосом. В работе с детьми, имеющими значительные остатки слуха (Яна П. – II ст. т/у, Руслан Н. – III ст. т/у), можно опираться на слуховое восприятие. Если опоры на слух будет недостаточно (например, для Ильи Б., имеющего IV ст. т/у), можно использовать тактильно-вибрационные ощущения: если звук резонируется в передней части рта, ощущается вибрация на зубах, губах и вибрация тонких костей лица. Необходимо побуждать детей именно к такому воспроизведению звуков.

В работе по устранению гнусавого оттенка голоса необходимо использовать упражнения с носовыми звуками “м”, “н”, для сохранения их нормальной назальности. Полезно использовать упражнения на дифференциацию носовых и ротовых звуков (произнесение пар слогов, слов с этими звуками).

Таким образом, мы кратко изложили методику работы над улучшением тембра голоса детей контрольной группы. По нашему мнению, эти упражнения помогут детям приобрести новые навыки голосообразования и улучшить состояние остальных характеристик голоса (высоты, силы).

Результаты проведенного исследования показали, что 62% детей контрольной группы имеют нарушения высоты голоса. Отмеченный у одного ребенка (Пети И.) слишком низкий голос, по нашему мнению, определяется наличием тяжелого нарушения тембра. Поэтому мы полагаем, что результаты предложенных упражнений по улучшению тембра приведут к нахождению приемлемой для ребенка высоты голоса.

У 50% детей мы отметили неустойчивость высоты голоса: повышение голоса на некоторых звуках (у Яны П., Аиды Б., Вари Д.) и переход на фальцет (у Нелли Н.). В работе с этими детьми необходимо использовать упражнения на формирование устойчивости голоса: протяжное произнесение на выдохе гласных, соноров, а также звонких согласных (для тех детей, в речи которых они есть). Можно предложить ребенку пропеть несколько гласных на одном тоне, посчитать от 1 до 10, не меняя высоту голоса. Кроме слухового контроля, можно использовать тактильно-вибрационный, а также контроль за движением гортани.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9