Социальный работник - новая профессия в России

помогающих осознанию идентификации - отождествлению, упо­доблению себя другому, освоению приёма построения внутреннего состояния клиента на основе попытки поставить себя на его место. Здесь следует заметить, что в идентификации, в отличие от эмпатии, выражающейся в стремлении эмоционально откликнуться на проблемы клиента, рациональное осмысление его проблем.

Сензитивный тренинг позволяет понять один из механизмов процесса познания другого – рефлексию, следовательно, поможет будущим социальным педагогам осознать то, как он воспринимается партнером по общению» как "потенциальный клиент" понимает его.

В очерченный круг проблем входит проблема овладения знаниями о возможных, трудностях коммуникативного и психо­логического характера в процессе общения их причинах и путях преодоления, освоения соответствующих умений и навы­ков.

Говоря о подготовке коммуникативной компетентности социальных педагогов к профессиональному общению посредст­вом специальных научных методов, целесообразно предусмотреть в учебных программах соответствующие формы обучения. Одна из форм повышения общей коммуникативной компетентности, упорядочения культуры психической деятельности - активное социальное обучение, осуществляемое в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Учебно-тренировочная группа (УТГ) - одна из организаонно-дидактических форм, деятельность которой направлена на формирование общей и профессиональной компетентности, где социализирующей сре­дой выступает целостная культура профессии.

УТГ - наиболее оптимальная форма подготовки специа­листов к профессиональному межличностному общению, решающая, в частности, задачи коррекции и формирования социально-психологических умений и навыков, овладения приёмами декодирования психологических сообщений окружающих, осоз­нания своей социальной роли.

Знания и умения, приобретённые через участие в УТГ, оказываются более устойчивыми по сравнению с результатами концептуализированных форм обучения, поскольку совершенст- вовать и формировать коммуникативную компетентность невоз­можно одними «понятиями». Она не есть результат рациона­листических операций, так как сознание определяется не мышлением а бытиём, то есть реальным жизненным опытом, приобретаемым в межличностной среде. Это не реорганизация чисто умственной деятельности, а изменение способности действовать.

Коммуникативная компетентность- это, прежде всего, опыт общения, поэтому формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия, объек­тивируется только в различных видах вербального н невер­бального поведения, в ходе специальной подготовки социальных педагогов, следовательно, должна совершенствоваться в динамике обучающей и развивающей межличностной среды.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5