Социальный работник - новая профессия в России

Итак, Россия находится на пути к созданию профессии социальных педагогов, профессиональная подготовка, которых официально начата с 1990 года. В связи с этим целесообразно рассмотреть должностные обязанности, которые должен выполнять специалист по социальной работе согласно Дополнению к постановлению Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. (это Квалификационный справочник должностей руководителей)

Так что же это за должностные обязанности? Возьмём только некоторые положения из этого Дополнения к постановлению Специалист по социальной педагогике, согласно этому Дополнению:

«выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и 'от­дельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской помощи, охране нравственного ,физического, психического здоровья, и осуществляет

их

патронаж».

Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений».

Безусловно, диагностика социума необходима, особенно, если

учесть, что социальная работа должна иметь большую профилактическую направленность, исходя из того. что "бо­лезнь легче предупредить, чем лечить". Но должностные обя­занности пишутся для каждого отдельного работника, в то время, как диагностика социума под силу только лаборатории, подразделению. Вот как пишут об этом российские специалис­ты: «Диагностика социума носит комплексный характер, т.е. включает социологические, психологические, педагогические, медицинские, экологические и другие аспекты». Да, социальный педагог должен уметь выявить социальную проблему, установить причины, ее порождающие, а затем и содействовать в ее разрешении. Но совсем неприглядной кажется должностная обязанность социального педагога «выявлять… на предприя­тии в микрорайоне … семьи и отдельных лиц , нуждающихся… в охране нравственного, физического и психического здоро­вья .». В настоящее время, кажется всё население России нуждается в такой охране. -

Не менее интересно то, что должен знать социальный педагог, согласно этому Дополнению. А социальный педагог «должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие матери­алы по социальной защите населения; психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде…» и много

ещё норм, прав, основ, включая «нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники безопасности, производст­венной санитарии и противопожарной защиты .».

Должен ли социальный педагог знать правила дорожного движения? Наверное, должен. Наверняка, должен, чтобы под машину не попасть. А вот охрану труда, технику безопасности? Трудно сказать. Хочется повторить еще раз то, что Россия находится на пути к созданию новой профессии – профессии социальных педагогов. Этот период является решающим для формирования профессионального самосознания социальных педагогов. Думается, что сейчас просто необходимо пересмотреть должностные обязанности социальных педагогов, и подготовить их должны специалисты в области остальной работы с учетом уже имеющегося отечественного и зарубежного опыта.

Кажущаяся простота обозначенной проблемы обманчива. Несомненно, можно ответить, что эта, связь есть или «можно проследить связь» и т.д. Но суть заключается в том, что связь далеко не проста и неоднозначна». Это наводит на сравнение или на различие между профессионалом или непрофессионалом, для примера, в ткацком деле. Для второго черный цвет имеет 2 оттенка - сероватый и синеватый, для профессионала - 21 оттенок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5